В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Дисциплина «История лингвистики и современные направления исследования» относится к обязательной части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре для программы «Лингвистика и литературоведение» направления «Теория языка». В результате изучения курса аспирант должен:– знать основной круг проблем в изучении языка в разные исторические периоды,– понять, как относится теоретическое знание к языку-объекту, как варьируется в разных научных системах круг изучаемых лингвистикой проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель,– понять, какие требования предъявляются к теории, в том числе простоты, адекватности и эксплицитности, и уметь критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях,–уметь установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания.
Цель освоения дисциплины
знание основного круга проблем в изучении языка в разные исторические периоды
понимание того, как относится теоретическое знание к языку-объекту, как варьируется в разных научных системах круг изучаемых лингвистикой проблем и как зависит от избираемого в исследовании ракурса конструируемая в теории модель
понимание требований, предъявляемых к теории, в том числе простоты, адекватности и эксплицитности, и умение критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях
понимание требований, предъявляемых к теории, в том числе простоты, адекватности и эксплицитности, и умение критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях
Планируемые результаты обучения
• Студент умеет работать с научными информационными источниками, осуществляя реферирование, рецензирование научных текстов.
• Умеет делать сообщения и доклады на русском и иностранном языках на темы, связанные с научной работой аспиранта.
• Адекватно оценивает достижения лингвистических научных теорий для решения поставленной задачи.
• Владеет понятийным аппаратом современной лингвистики.
• Делает сообщения и доклады, пишет статьи на русском и иностранном языках на темы, связанные с научной работой аспиранта.
• Владеет лингвистической терминологией, умеет грамотно использовать термины в устной и письменной речи.
Умеет делать сообщения и доклады на русском и иностранном языках на темы, связанные с научной работой аспиранта.
Адекватно оценивает достижения лингвистических научных теорий для решения поставленной задачи.
• Делает сообщения и доклады, пишет статьи на русском и иностранном языках на темы, связанные с научной работой аспиранта.
• Владеет лингвистической терминологией, умеет грамотно использовать термины в устной и письменной речи.
• Владеет понятийным аппаратом современной лингвистики.
Содержание учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИКИ
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Элементы контроля
Реферат
Сообщение на семинаре
Тест
экзамен
Промежуточная аттестация
2024/2025 1st semester
0.2 * Реферат + 0.2 * Сообщение на семинаре + 0.2 * Тест + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Аюпова, Л. Л. Основы социолингвистики : учебное пособие / Л. Л. Аюпова, Э. А. Салихова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-9765-3469-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102644 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Гинзбург, О. В., Основы психолингвистики : учебное пособие / О. В. Гинзбург. — Москва : КноРус, 2024. — 162 с. — ISBN 978-5-406-12520-5. — URL: https://book.ru/book/951863 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
Гойхман, О. Я. О роли лингвистики в межкультурной коммуникации / О. Я. Гойхман. - Текст : электронный // Znanium.com. - 2017. - №1-12. - ISBN 978-5-8428-0884-7. - URL: https://znanium.com/catalog/product/364858
Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики : материалы конференции. — Волгоград : ВолГУ, 2016. — 234 с. — ISBN 978-5-9669-1551-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/144249 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Коновалова, Ю. О. Актуальные проблемы современной лингвистики: практикум для иностранных студентов : учебное пособие / Ю. О. Коновалова. — Владивосток : ВГУЭС, 2018. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161397 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Матвеева, Г. Г. Основы прагмалингвистики : монография / Г. Г. Матвеева, А. В. Ленец, Е. И. Петрова. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-1610-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119393 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Мечковская, Н. Б. Практикум по общему языкознанию, методоологии лингвистики и философии языка : учебное пособие / Н. Б. Мечковская. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 288 с. — ISBN 978-5-9765-4004-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/135344 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Основы психолингвистики : учебное пособие / составитель Т. А. Братчикова. — Чита : ЗабГУ, 2021. — 118 с. — ISBN 978-5-9293-2917-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/271643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Салихова, Э. А. Основы психолингвистики : учебное пособие / Э. А. Салихова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 103 с. — ISBN 978-5-9765-3468-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102643 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Симонова, К. Н. Актуальные проблемы современной лингвистики : учебное пособие / К. Н. Симонова. — Ростов-на-Дону : Донской ГТУ, 2017. — 83 с. — ISBN 978-5-7890-1348-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/238211 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр ; переводчик А. М. Сухотин ; под редакцией Р. О. Шор. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 303 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05835-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540553 (дата обращения: 27.08.2024).
Фефилов, А. И. От философии и лингвистики к когитологии : монография / А. И. Фефилов. — Ульяновск : УлГУ, 2020. — 220 с. — ISBN 978-5-88866-784-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166069 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Авторы
Гладкова Анна Николаевна
Балакина Юлия Владимировна
Романова Татьяна Владимировна
Нашли опечатку? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Преподаватель
Романова Татьяна Владимировна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Авторы