• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стереотип – это схематичное понимание

Мария Товкес, аспирантка второго года обучения НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению «Теория языка». Её будущая диссертационная работа связана с гендерной проблематикой и отражением гендерных стереотипов в языке. Тема звучит как «Когнитивные механизмы конструирования гендерных стереотипов (лингвистический аспект)». В 2021 году Мария получила Специальную стипендию НИУ ВШЭ. Мы обсудили актуальность исследования, трудности и перспективы, поддержку аспирантов в НИУ ВШЭ, и новые подходы в лингвистике.

Стереотип – это схематичное понимание

Фото из личного архива Марии Товкес

От увлечения к научной работе

Моё увлечение филологией и лингвистикой началось ещё в школе. Я училась в профильном классе в лицее-интернате «Центр одаренных детей», и затем решила продолжить своё обучение по этой специальности в вузе. Я поступила в ННГУ им. Н.И.Лобачевского на филологический факультет, а затем в магистратуру НИУ ВШЭ и в аспирантуру. Решение поступать в аспирантуру было для меня очень осознанным, я хотела продолжить своё обучение по специальности, связанной с лингвистикой, и получить более высокую квалификацию и степень кандидата наук.

В Высшую школу экономики я пришла с целью освоить новые инструменты анализа текста и углубиться в своё исследование. Гендерной проблематикой я занимаюсь ещё с бакалавриата, и хотелось рассмотреть новые аспекты этой темы, то есть заняться не только фундаментальным анализом эмпирического материала, но и подключить корпусные технологии. В аспирантуре мы с научным руководителем профессором Татьяной Владимировной Романовой решили поменять ракурс исследования и провести его в когнитивной парадигме.

Важной частью жизни аспиранта являются конференции. Ближайшая конференция, в которой я планирую принять участие – это международная онлайн-конференция на базе португальского университета Universidade de Aveiro. До этого я представляла свои результаты в Санкт-Петербурге, на конференциях Российской ассоциации лингвистов-когнитологов. Это важно, потому что позволяет получить обратную связь от сильных экспертов в этой области. В свою очередь междисциплинарные конференции помогают взглянуть на проблематику с другой точки зрения, расширить свое понимание предмета исследования.

Мне хотелось бы поблагодарить научного руководителя магистерской диссертации, доцента Юлию Владимировну Балакину, а также доцента Наталию Николаевну Морозову за помощь в организации магистерской практики на кафедре математической лингвистики СПбГУ – там я научилась работать с новым программным обеспечением под руководством Виктора Павловича Захарова, автора известного учебника по корпусной лингвистике.

 Фото из личного архива Марии Товкес

Актуальная тема

В диссертационном исследовании мы планируем выявить когнитивные механизмы, которыми конструируются гендерные стереотипы. Что это значит?

Мы решили проанализировать, какие механизмы участвуют в конструировании гендерных стереотипов, как в сознании человека утверждаются представления о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина.

Стереотип – это некий структурированный формат знания, схематичное понимание, с помощью стереотипов мы строим «ментальные картинки». Мы руководствуемся стереотипами в повседневной жизни. В диссертационной работе я исследую упрощенное представление о мужчинах и женщинах, о качествах, которые для них типичны или нетипичны. Когнитивный аспект позволяет проследить, каким способом конструируется стереотип в сознании человека, от чего зависит формирование этого упрощенного знания, какие личностные характеристики влияют на этот процесс (пол, возраст, профессиональная деятельность). Раньше я занималась только феминными стереотипами, теперь мы решили рассмотреть и маскулинность, и затем сравнить результаты.

К вопросам гендера сейчас так или иначе обращаются, пожалуй, все гуманитарные науки. Оппозиция мужчина/женщина в настоящее время не является строго бинарной, но допускает различные вариации. Существует также метагендерная идентичность. Качества, которые были ранее присущи только мужчинам или только женщинам, в настоящее время не закреплены за гендером.

 

Новые возможности

В Высшей школе экономики я освоила новые программы – корпусные менеджеры и открытое программное обеспечение, такое как построители графов, которые позволяют подключить дополнительный инструментарий, сделать исследование комплексным, всесторонним, объективным. В понятие «классический анализ текста» входят стилистический и семантический анализ – то есть фундаментальные, базовые принципы. Благодаря новым технологиям существенно уменьшается время, которое затрачивается на сбор и обработку эмпирического материала. Способствует этому и визуализация данных, и новый подход к классификации материала исследования.

Материал может быть разным: от лексикографических источников до блогов, твитов, текстов в социальных сетях. Любой текстовый материал, интересный для самого исследователя и непосредственно связанный с тем подходом, в рамках которого он работает, может стать основой для исследования. Для моего исследования большой интерес представляют блоги, потому что это тексты, которые собираются, так сказать, «в естественных условиях». Когда блогер публикует свой текст, он не находится в жёстких рамках, а маркирует те аспекты информации, которые ему хотелось бы разместить на своей странице, гораздо сильнее ощущается личный вклад автора.

 

Учёба и работа

Моя профессиональная деятельность связана с анализом различных типов медиа – социальных сетей, СМИ и так далее. Я работаю с большим массивом информации и выявляю наиболее актуальные тенденции в рамках региональной и федеральной повестки. Сочетать работу и обучение в аспирантуре нелегко. Однако на сегодняшний день немногие аспиранты могут позволить себе посвятить себя только исследованиям и заниматься только наукой. Аспирантам приходится работать, но стоит отметить, что и работодатели заинтересованы в профессиональных кадрах, и профессионализм может подтверждаться в том числе степенью кандидата наук. 

Возможно, кто-то не видит себя в преподавании, не связывают свои планы на жизнь с академической карьерой, но диплом кандидата наук и знания, полученные в аспирантуре, могут пригодиться и в других областях. Про себя могу сказать, что работа над исследованием помогает дисциплинировать внимание, оптимизировать процесс анализа информации.

В профессиональном плане я хотела бы продолжить заниматься аналитикой СМИ, это интересная мне сфера деятельности.

 

Всесторонняя поддержка

В мае я узнала о том, что получила Специальную стипендию ВШЭ. Для меня это стало очень приятной неожиданностью. Я хотела бы ещё раз поблагодарить научного руководителя Татьяну Владимировну Романову за помощь в составлении заявки. Здесь важно было учитывать наличие серьезных публикаций и корректность оформления. Получение специальной стипендии мотивирует и накладывает определенные обязательства. Появилось ещё больше желания успешно завершить своё исследование и представить его на достойном уровне, выйти на защиту диссертации в установленные сроки.

Вышка старается поддерживать студентов и аспирантов не только материально. Не так давно был открыт центр психологической поддержки. Думаю, это отличная идея. Студенты и аспиранты сталкиваются с большими нагрузками, высоким уровнем стресса, и, возможно, кому-то может потребоваться консультация специалиста. Сама я не обращалась, но могу представить ситуацию, в которой эта возможность была бы полезна.

В Высшей школе экономики много времени уделяется исследовательской работе и методологии исследования. Как писать статьи, как их оформлять, где можно публиковать свои результаты. Это очень помогает.