• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантура как игра на опережение

Мария Боброва – аспирант первого года обучения факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Больше десяти лет Мария ведет успешный бизнес. Мы поговорили о том, для чего успешному руководителю ученая степень и как наука может помочь в решении прикладных задач.

Фото из личного архива М.Бобровой

Фото из личного архива М.Бобровой

ПУТЬ В АСПИРАНТУРУ

Есть два привычных пути в аспирантуру. Первый – когда выпускник магистратуры или специалитета принимает решение продолжить образование и поступает в аспирантуру сразу после окончания. Второй – когда человек работает в научном или образовательном учреждении, его деятельность так или иначе связана с исследованием, решением научной задачи, и приходит желание систематизировать накопленный материал и получить ученую степень. Вы же пришли из другой сферы, из бизнеса. С чем было связано Ваше желание пойти в аспирантуру?

Я много лет профессионально занимаюсь бизнес-планированием. В аспирантуру я поступала именно для того, чтобы получить ученую степень, а степень мне нужна для работы. Немного отвлекусь, чтобы пояснить. В свое время, несколько лет назад, я получала второе высшее образование – по психологии. Когда я начинала учиться, психологом мог быть кто угодно. А когда заканчивала, требования ужесточили. Сейчас я то же самое наблюдаю в сфере бизнес-планирования. Сначала интерес к созданию бизнес-плана был не слишком высок. А сейчас бизнес-план нужен везде, это официальное требование для получения господдержки. Это привело к тому, что бизнес-планы стали писать все подряд. Периодически ко мне обращаются люди, у которых не приняли бизнес-план, и я вижу, что он составлен не просто некорректно, но неграмотно! Бывает, даже базовые вещи (названия показателей, например) которые должны быть известны экономисту со студенческой скамьи, перепутаны.

Я уверена, что требования к специалистам, работающим с бизнес-планами, тоже со временем ужесточатся. Предполагаю, что появятся экспертные комиссии, которые будут оценивать компетентность таких специалистов. Однако в государственных организациях практический опыт не всегда играет ключевую роль, а вот наличие учёной степени по экономике, полученной в одном из ведущих вузов, подтверждает уровень квалификации. Обучение в аспирантуре занимает три года, и я полагаю, что к моменту окончания либо государство уже предпримет определенные шаги по созданию экспертных комиссий, либо я сама начну действовать в этом направлении.

То есть с Вашей стороны это «игра на опережение»?

С одной стороны, да. С другой – мне просто очень обидно и неприятно, когда какие-то важные социальные проекты не получают поддержку только из-за того, что неправильно составлен бизнес-план, неверно произведены расчеты. Люди отчаиваются, думают, что их идея недостаточно хороша. А идея может быть замечательная! И грамотное её оформление могло бы дать жизнь этому проекту.

Почему всё-таки аспирантура именно Высшей школы экономики?

Я даже не рассматривала нечестные варианты получения степени, неинтересно мне и идти по самому простому пути и заканчивать аспирантуру в вузе с невысокими требованиями. Я сразу была нацелена на получение образования в университете престижном и качественном. Когда я была студентом, Вышка в Нижнем Новгороде только-только открылась, и отношение к ней было настороженным. Сейчас же это университет с серьезным имиджем на рынке. Я рассматривала и другие вузы с хорошим рейтингом, в том числе московские и питерские. Столкнулась с тем, что в некоторых университетах оказалось очень непросто получить информацию: то не могла дозвониться, то переадресовывали на других сотрудников. Это раздражает. В Вышке после первого же звонка мне обозначили порядок действий, подсказали, где на сайте размещены программы, связали с потенциальными научными руководителями. Сайты вузов устроены очень сложно, и человеку «со стороны» бывает непросто найти нужные сведения. Нужна помощь, чтобы быстро со всем разобраться. Здесь я её получила.

Мне не нужна степень «для галочки», мне нужно качественное образование. Мне нужна уверенность в том, что учёная степень, которую я получу, не будет ни у кого вызывать сомнений.


ПОСТУПЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Как готовились к вступительным экзаменам? Спустя несколько лет после окончания вуза, даже если ты настоящий профессионал своего дела, вспоминать теорию, наверное, непросто…

Готовилась я серьезно, занималась с репетиторами по английскому языку, по экономической теории, по эконометрике. Сроки подготовки были сжаты, и я решила, что это наиболее эффективный вариант.

Некоторых абитуриентов волнует вопрос, получится ли совмещать обучение и работу. У вас собственный бизнес. Удается уделять достаточно внимания и учебе, и работе?

Мне очень понравилось, что все лекции вечером, после рабочего дня. Сложнее всего оказалось готовиться к «Философии и методологии науки» – подготовка к семинару могла занять целый день. Остальные же предметы требовали меньше времени на подготовку, но преподаватели давали материал в очень высокой концентрации во время занятий.

В аспирантуре, помимо дисциплин и собственно исследования, есть также научно-педагогическая практика. Вы не являетесь сотрудником вуза, но в качестве практики выступили перед студентами Вышки с мастер-классом «Как составить идеальный бизнес-план». Насколько этот опыт был интересен и полезен вам?

Когда я получала психологическое образование, я заканчивала также курсы и по проведению тренингов, и по групповой терапии, и в какой-то момент я руководила собственным тренинговым центром, так что опыт общения с аудиторией у меня был. Но это было довольно давно, и формат был иной. Здесь люди пришли не за навыками, а за знаниями. Первые полчаса я волновалась. Было очень непривычно не получать мгновенную обратную связь. После, когда  мы перешли к интерактивной части, мне стало проще. Преподавание – очень энергоемкий процесс, оно даже более энергозатратно, чем проведение тренингов. Довольно трудно фиксировать внимание людей, не получая сразу обратной связи.

Первый семестр обучения позади, пройдена первая аттестация. Какие впечатления?

Очень интересна была эконометрика. По сравнению с тем временем, когда я получала высшее образование, в этой области произошли огромные изменения. Появились модели, программы, которые могут довольно точно прогнозировать экономические процессы. Мне это близко, я могу применить это в работе.  Я под сильным впечатлением, и хотела бы больше уделить этому больше внимания – может быть, в более спокойном ритме.

Но самое яркое впечатление у меня от философии («Философия и методология науки»). Это было сложно. Но это раздвинуло границы моего восприятия мира вообще. Мы рассматривали работы современных философов, их взгляды на современное общество. Раньше для меня философия казалась чем-то, что неприменимо к жизни. Оказывается, современные философские теории, концепты описывают жизнь, человеческое поведение даже более глубоко, чем, например, некоторые психологические теории.

Со следующего года «Философия и методология науки» уходит из учебного плана. Повезло или не повезло будущим аспирантам, как думаете?

Экзамен был очень сложный. Он состоял из многих элементов: это и работа на семинарах, и эссе, и тест… Но было действительно интересно. Это был своеобразный вызов.
Из личного архива М.Бобровой

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Общие предметы уже сданы, впереди специальные дисциплины и, собственно, научная работа. С чем связана тема Вашего диссертационного исследования?

Тема моего исследования сформулирована как «Оценка риска фальсификации финансовой отчетности российскими компаниями». Изначально я хотела писать по теме, которая ближе к бизнес-планированию, но тогда составленные мною бизнес-планы должны быть опубликованы, а по договору это коммерческая тайна. Тогда научный руководитель Мария Александровна Штефан предложила мне несколько вариантов, и мы решили, что данная тема довольно близка к моей профессиональной деятельности. Дело в том, что результатом качественного бизнес-плана должна стать какая-то отчетность. В 100% случаев это отчет о финансовых результатах, в подавляющем большинстве к нему прилагается отчет о движении денежных средств, и примерно в половине случаев также составляется баланс. И если мы сможем разработать методику для общей отчетности, то её можно будет адаптировать и под бизнес-планы, и это может стать критерием, по которому организации, предоставляющие финансовую поддержку, смогут оценить качество бизнес-плана и выработать единые критерии и стандарты проверки. Сейчас проверяющий часто принимает решение исходя из своих субъективных ощущений, и нередко первое звено проверяющих, не обладающее необходимыми знаниями, боится взять на себя ответственность. Нет типовых бизнес-планов. В каждой сфере есть свои особенности, которые нужно учитывать. Например, нормально, что для сезонных работ – например, укладка асфальта – полгода только расходы, минусы, а затем большой доход. Для стартапов, для наукоемких предприятий нормально, что первые год-полтора – это убытки. Если бы была методика, учитывающая специфику проектов, больше проектов одобрялось бы, люди получили бы новые возможности.