• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Розничный бизнес коммерческих банков

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целью дисциплины является получение студентами знаний об организации банковского розничного бизнеса. Особенностями дисциплины являются: - изучение специфики депозитных, кредитных и инвестиционных услуг для населения (front office) - рассмотрение внутренних процедур банка по организации розничного бизнеса (back office) - сравнительный анализ розничных продуктов российских банков («Фишки топ-20»). В результате освоения дисциплины студенты: • Приобретут знания - о видах банковских операций, продуктов и услуг для частных лиц, применяемых в зарубежной и российской банковской практике; - об условиях предоставления розничных продуктов, их выгодах для клиентов и банков; - об особенностях депозитной и кредитной политики российских банков в отношении розничных клиентов; - об организации розничных бизнес процессов в банках. • Получат практические навыки - анализа конкурентных преимуществ розничных продуктов, предлагаемых банками; - сравнительного анализа условий розничных продуктов разных банков; - финансовых расчетов для выбора наиболее выгодных розничных продуктов; - регламентирования розничных операций банков в соответствии с требованиями законодательства; - составления программ продвижения розничных продуктов на рынке банковских услуг. Данная дисциплина получила общественно-профессиональную аккредитацию Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) при Президенте РФ в рамках аккредитации ОП Экономика. Текущий контроль по дисциплине включает контрольную работу, домашнее задание. Итоговая оценка по дисциплине (оценка по промежуточной аттестации) выставляется по итогам экзамена с учетом результатов текущего контроля. Правила выставления оценки по промежуточной аттестации определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Оценивает конъюнктуру рынка розничных банковских услуг; сравнивает розничные продукты и услуги банков-конкурентов в целях повышения конкурентных позиций банка
  • Целью дисциплины является овладение студентами теоретических знаний и практического опыта организации розничного бизнеса в коммерческом банке, повышения его эффективности и социальной значимости на основе развития розничных банковских продуктов и оптимизации управления розничной сетью банка. В ходе дисциплины изучаются виды и специфика основных розничных продуктов и услуг, предоставляемых российскими банками: депозитных, кредитных, инвестиционных, расчетных. Рассматриваются нормативно-правовые аспекты заключения и сопровождения сделок с частными лицами, особенности регулирования розничных операций банков. Особое внимание уделяется цифровым банковским продуктам и развитию электронных сервисов. Проводится сравнительный анализ линейки розничных продуктов и услуг крупнейших банков, их преимуществ и возможных рисков как для клиентов, так и самих банков. Развитие розничного банкинга в России анализируется с учетом зарубежного опыта
  • • Оказывает финансовые консультации розничным клиентам по заключению сделок с банком, обосновывает выбор альтернативных вариантов размещения и привлечения средств, анализирует преимущества использования конкретных банковских продуктов, рассчитывает доходность сделок
  • • Анализирует и оценивает кредитоспособность розничных заемщиков, контролирует выполнение условий заключенных с банком договоров, демонстрирует навыки организации мероприятий по повышению эффективности потребительского и ипотечного кредитования
  • Обосновывает организационно-управленческие решения в розничном бизнесе и вносит предложения по развитию бизнеса с учетом рисков банка и социально-экономических последствий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обосновывает организационно-управленческие решения в розничном бизнесе; вносит предложения по развитию бизнеса с учетом рисков банка и социально-экономических последствий
  • Оказывает финансовые консультации и обосновывает выбор альтернативных вариантов кредитования; анализирует преимущества конкретных кредитных продуктов; рассчитывает доходность сделок для банка и экономическую выгоду для клиентов; анализирует и оценивает кредитоспособность заемщиков; контролирует выполнение условий договоров; демонстрирует навыки организации мероприятий по повышению эффективности кредитования
  • Оказывает финансовые консультации и обосновывает выбор альтернативных вариантов пластиковых карт; анализирует преимущества различных пластиковых карт; демонстрирует навыки организации мероприятий по повышению эффективности расчетов с использованием карт
  • Оказывает финансовые консультации и обосновывает выбор альтернативных вариантов проведения расчетов; анализирует преимущества конкретных расчетных продуктов; контролирует выполнение условий договоров; демонстрирует навыки организации мероприятий по повышению эффективности расчетов
  • Оказывает финансовые консультации и обосновывает выбор альтернативных вариантов размещения клиентами средств в банке; анализирует преимущества конкретных депозитных продуктов; рассчитывает доходность сделок для клиентов и экономическую выгоду для банка
  • Оптимизация управления розничной сетью банка
  • Оценивает конъюнктуру рынка депозитов; сравнивает депозитные продукты конкурентов
  • Оценивает конъюнктуру рынка ипотечного кредитования; сравнивает кредитные продукты конкурентов
  • Оценивает конъюнктуру рынка потребительского кредитования; сравнивает кредитные продукты конкурентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности управления депозитами частных лиц
  • Вкладные операции российских банков
  • Потребительское кредитование в РФ
  • Особенности потребительского кредитования
  • Особенности ипотечного кредитования
  • Ипотечное жилищное кредитование в РФ
  • Безналичные и наличные расчеты частных лиц
  • Пластиковые карты
  • Развитие и цифровизация розничных продуктов и услуг
  • Оптимизация управления розничной сетью банка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кредитный анализ в коммерческом банке : учеб. пособие / С.Ю. Хасянова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 196 с. — (Высшее образование: Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/969596
  • Под ред. Соколова Б.И. - БАНКИ И БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 189с. - ISBN: 978-5-534-00095-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/banki-i-bankovskie-operacii-433647
  • Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии : пособие / Р.А. Исаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 222 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/987749

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Банки и небанковские кредитные организации и их операции: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Е.Ф. Жуков [и др.] ; под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 с. - ISBN 978-5-238-02239-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028697
  • Мартыненко Н. Н., Маркова О. М., Рудакова О. С., Сергеева Н. В. - БАНКОВСКОЕ ДЕЛО В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 368с. - ISBN: 978-5-534-08470-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bankovskoe-delo-v-2-ch-chast-2-434560