• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Экономика»

Региональная экономика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель


Красавин Евгений Михайлович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Региональная экономика» рассматривает теоретические, инструментальные и прикладные проблемы развития экономики регионов и систем регионов (экономических районов), порядок размещения в пространстве различных видов экономической деятельности, региональных аспектов развития национальной экономики, основных направлений региональной политики; - дисциплина формирует у студентов представление об актуальных проблемах территориальной организации хозяйства и населения в соответствии с отраслевыми и региональными особенностями страны, что важно для представления реальной ситуации в конкретном месте экономического пространства; - в самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, наиболее полно изложенного в учебной и научной литературе, а также Интернет источниках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Региональная экономика» являются: - сформировать у студентов основы экономического мышления; - дать знания об экономическом развитии регионов страны с начала 1990-х гг. и до настоящего времени; - выработать умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии современного хозяйства страны и её особенностей с помощью полученных теоретических знаний; - привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент хорошо разбирается в современных мировых тенденциях.
  • Рассматривая классификацию регионов, легко ориентируется на географической и политической карте мира.
  • Умеет анализировать экономику и социально-политическую систему рассматриваемых регионов.
  • Владеет методами исследования и сравнительного анализа.
  • Квалифицированно использует соответствующие показатели для характеристики социально-экономических и политических процессов.
  • Грамотно и аргументировано использует различные источники для характеристики и анализа экономики и политики исследуемых регионов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия, закономерности и тенденции региональной экономики.
    Региональная экономика в системе наук. Определение, объекты и субъекты региональной экономики. Экономическое пространство и его характеристики. Классификация регионов.
  • Методы и показатели региональной экономики.
    Методы региональной экономики. Показатели функционирования региона. Валовый региональный продукт (ВРП). Индикаторы устойчивого развития региона.
  • Теории региональной экономики.
    Основные направления региональных исследований: теория «штандорта» (Й.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер). Теория «центральных мест» (В.Кристаллер, А.Лёш). Модель линейного города. Современные теории региональной экономики. Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева. Теория «полюсов роста» (Ф.Перру). Теория «диффузии инноваций» (Т.Хёгерстранд). Теория региональной науки (У.Изард).
  • Региональная политика
    Цели и задачи региональной политики. Субъекты региональной политики. Основные направления и методы проведения региональной политики. Система территориального планирования. Региональная политика в Европейском Союзе.
  • Ресурсный потенциал регионов Российской Федерации.
    Оценка элементов ресурсного потенциала РФ. Виды потенциалов. Отраслевая и территориальная организация производства в Российской Федерации. Промышленная специализация экономических районов РФ.
  • Качество жизни в регионе.
    Определение и показатели регионального качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. Качество жизни в регионах РФ: сравнительный анализ.
  • Финансовая система региона
    Региональные финансы: определения, состав и выполняемы функции. Бюджетный федерализм (примеры Германии и США). Региональный финансовый рынок.
  • Инвестиционный климат региона. Региональная среда бизнеса.
    Инвестиционный климат региона. Инвестиционная привлекательность региона и методики определения её оценки. Общие тенденции инвестиционного климата в РФ. Бизнес-среда и её параметры. Методы оценки предпринимательского климата. Оценка конкурентной среды региона.
  • Система региональных рынков. Рыночная инфраструктура.
    Система региональных рынков, её состав и структура. Характеристика региональных рынков. Понятие, классификация и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона.
  • Стратегии развития регионов. Региональная конкурентоспособность.
    Стратегии развития регионов. Свот-анализ конкурентных преимуществ региона. Теоретические основы региональной конкурентоспособности. Рейтинги региональной конкурентоспособности субъектов РФ. Конкурентоспособность индустриального региона.
  • Свободные экономические зоны в Российской Федерации.
    Задачи и условия создания свободных экономических зон. Зарубежный опыт функционирования свободных экономических зон (примеры Китая и Японии). Оффшорные зоны и их особенности. Территории опережающего развития (ТОР) в Российской Федерации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-534-05251-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-1-432782

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. - РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-05252-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnaya-ekonomika-i-prostranstvennoe-razvitie-v-2-t-tom-2-433076
  • Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие / И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 319 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-006838-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/456917