• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Экономика»

Экономическая история

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватель


Красавина Раиса Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «История экономической мысли) (https://www.coursera.org/learn/istoriya-ekonomicheskoy-mysli?). В ходе изучения курса студенты: - у студентов будут сформированы основы экономического мышления; -получат знания об экономическом развитии ведущих стран Западной Европы, США, Японии и России, с древнейших времён и до наших дней; - выработают умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения, проблемах становления рыночных отношений в этих странах с помощью полученных теоретических знаний; - получат навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками. В результате освоения дисциплины студент будет знать: - основные понятия и категории, используемые в «Экономической истории»; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; - основные особенности российской экономики, её институциональную структуру, направления экономической политики государства. В результате освоения дисциплины студент будет уметь: - анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы и институты на микро- и макроуровне; - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально - экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов основы экономического мышления.
  • Дать знания об экономическом развитии ведущих стран Западной Европы, США, Японии и России, с древнейших времён и до наших дней.
  • Выработать умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения, проблемах становления рыночных отношений в этих странах с помощью полученных теоретических знаний.
  • Привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент, основываясь на конкретном историко-экономическом материале, умеет выделить экономические процессы в хронологической последовательности, их закономерности и особенности.
  • Чётко представляет основные концепции периодизации общественно – исторического процесса.
  • Может проводить сравнительный анализ экономических систем.
  • Хорошо представляет суть процессов, происходивших в исторической ретроспективе.
  • Использует исторический опыт для характеристики и анализа современных процессов.
  • Квалифицированно оценивает различные точки зрения по исследуемой проблеме.
  • Умеет работать с различными источниками, для выделения важнейших связей экономических и социальных процессов.
  • Аргументированно строит свою речь в дискуссии на историко-экономические темы.
  • Владеет методами анализа для решения задач текущих современных процессов.
  • Свободно применяет конкретику историко-экономических процессов для проведения аналогии в исторической ретроспективе.
  • Знает исторические школы.
  • Умеет выделить сильные и слабые стороны этих концепций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет Истории экономики, его особенности.
    Место дисциплины в системе экономических наук. Основные концепции периодизации общественно-исторического процесса. Цивилизационный подход. Присваивающее хозяйство. Неолитическая революция. Зарождение экономики и её первые формы. Хозяйство и экономика. Неравномерность и неоднолинейность. Экономика и цивилизация.
  • Тема 2. Экономические системы, их функции.
    Основные блоки: собственность, управление, экономические связи, движущие стимулы, ценообразование. Основные типы экономических систем: традиционная, чистый капитализм (рыночная), командно- административная (централизованная), смешанная.
  • Тема 3. Сравнительный анализ азиатского способа производства и античного рабства.
    Особенности социально-экономического развития стран Древнего Востока. Общинно-государственная система хозяйства. Роль государства. Основные этапы развития античных государств. Полисная система. Роль рабовладения. Развитие рыночных отношений. Проблема Восток – Запад.
  • Тема 4. Экономическое развитие европейских стран в эпоху средневековья.
    Основные этапы развития. Причины феодализации Западной Европы. Основные направления генезиса феодализма: романизированный и германизированный. Коммутация и рефеодализация (2-е издание крепостничества). Расцвет феодализма. Отделение ремесла от земледелия. Возрождение городов. Причины появления средневекового города. Развитие торговли. Коммунальные революции. Коммуны. Появление цехов, их особенности.
  • Тема 5. Революция цен в Западной Европе.
    Великие географические открытия. Развитие торговли и банковского дела. Влияние «революции цен» на развитие европейского хозяйства.
  • Тема 6. Первоначальное накопление в странах Западной Европы.
    Предпосылки и условия первоначального накопления. Мануфактурное производство. Протекционизм государства. Развитие международной торговли и рабовладения. Торговые компании. Экономическое развитие Англии в 15 – 17 вв. Огораживание. Секуляризация. Навигационные акты. Возвышение Англии. Экономика Голландии в 15 – 17 вв. Развитие китобойного промысла, рыболовецкой и текстильной отраслей. Возвышение Амстердама. Система государственного долга. Развитие транзитной морской торговли. Причины упадка экономики Голландии. Парадоксальная роль абсолютизма.
  • Тема 7. Промышленный переворот в странах Западной Европы и США.
    Преимущества капиталистического хозяйствования перед феодальной системой. Лидерство Англии в развитии промышленной революции. Основные этапы развития индустриальной системы. Социально-экономические предпосылки промышленной революции в Англии. Особенности промышленного переворота в Германии. Таможенный союз и его значение. Прусский вариант аграрных преобразований. Роль государства в становлении крупной промышленности. Особенности развития промышленного переворота во Франции. Буржуазные революции, их последствия. Парцеллярная система. Причины антиколониальной революции в Америке. Индустриализация США. Роль железных дорог. Промышленно-развитый север и рабовладельческий юг. Гражданская война. Аболиционизм.
  • Тема 8. Вторая технологическая революция и процессы монополизации в к. 19 – н. 21 вв.
    Основные отличия 1-го промышленного переворота от 2-ой технологической революции. Структурные изменения в экономике. Переход от свободной конкуренции к монополиям. Основные институциональные перемены в хозяйствах развитых стран. Развитие стандартизированного производства. Причины выдвижения в лидирующие позиции США и Германии. Причины отставания Англии и Франции.
  • Тема 9. Колониальная политика европейских стран и США.
    Основные направления колониальной экспансии ведущих государств. «Опиумные войны» в Китае. Противоречия между государствами – метрополиями на африканском континенте. Англо-бурская война. Победа США в испано-американской войне.
  • Тема 10. Экономические причины 1-ой мировой войны.
    Заинтересованность сильных государств во влиянии в Азии, Лат. Америке, Ближнем Востоке, Эльзасе и Лотарингии. Версальский мирный договор. План Дауэса. План Юнга.
  • Тема 11. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта.
    Причины Великой депрессии 1929-1933 гг. «Мозговой трест» Рузвельта. Чрезвычайный закон о банках. НИРА ААА. Основные достижения реформ Рузвельта. Механизмы саморазвития капиталистической экономики.
  • Тема 12. Социальное рыночное хозяйство.
    Реформы Л.Эрхарда. План Дж. Маршалла. Концепция социального рыночного хозяйства. Роль государства в социальной экономике. Основные принципы социального хозяйства.
  • Тема 13. Шведская социально-экономическая модель.
    А. Мюрдаль и Г.Мюрдаль – авторы концепции «шведского социализма». «Государство всеобщего благоденствия». Налоговая система Швеции. Политика третьего пути. Преимущества и недостатки шведской модели. Общее и отличия «шведской модели» в странах Скандинавии.
  • Тема 14. Японский промышленный патернализм.
    Правление династии Токугава. Революция «Мэйдзи». Промышленный переворот. Послевоенный экономический кризис (после II мировой войны). Экономические преобразования под руководством Д.Макартура. Экономические реформы Д.Доджа. Роспуск дзайбацу. Основные факторы подъёма японской экономики 50-60гг.XX в. Особенности экономического развития в 70-90гг. XXв. Факторы успехов японской экономики. Особенности японских ФПГ. Проблемы японской экономики.
  • Тема 15. Экономические реформы Петра I.
    Предпосылки реформ. Политика меркантилизма. Этапы развития Петровских реформ. Таможенная политика реформ. Социальные и экономические итоги реформ Петра I.
  • Тема 16. Реформы Екатерины Великой.
    Преемственность реформ. Секуляризация церковных земель. Оформление сословного населения. «Просвещённый абсолютизм».
  • Тема 17. Экономические реформы Александра II.
    Отмена крепостного права. Ход реформы, её результаты.
  • Тема 18. Денежная реформа С.Ю.Витте.
    Преемственность реформы. Винная монополия. Развитие железнодорожного транспорта. Протекционизм во внешней политике. Сущность реформы и её осуществление. Результаты денежной реформы 1895-1897 гг.
  • Тема 19. Столыпинская аграрная реформа.
    Разработка и подготовка реформы. Роль Крестьянского поземельного банка. Результаты реформы.
  • Тема 20. Экономическая мысль Античной Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
    Развитие экономической мысли в средние века Ф. (Аквинский).
  • Тема 21. Меркантилизм в Европе.
    Русская экономическая мысль (Ю.Крижанич. А.Ордин Нащекин, И.Т.Посошков).
  • Тема 22. Классическая политическая экономия.
    Развитие трудовой теории стоимости в трудах У.Петти, П.Буагильбера, Ф. Кенэ, А.Р.Ж.Тюрго. “Богатство народов” А. Смита. Экономические взгляды Д.Рикардо, Ж.Б.Сэя, Ф.Бастиа, Т.Мальтуса, Н.У.Сениора, Ч.Г.Кэри. Экономическая теория К. Маркса. Экономические идеи Дж.С.Милля.
  • Тема 23. Историческая школа Германии. (Ф. Лист, В. Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт).
  • Тема 24.Развитие идей маржинализма в работах маржинализма в работах Г.Г.Госсена, Австрийской школы (К.Менгер, О.Бём- Баверк, Ф.Визер).
    Формирование неоклассического направления. Английский маржинализм (А. Маршалл, У.С.Джевонс, Ф.И.Эджуорт). Американский маржинализм (Дж.Б.Кларк). Развитие теории денег (И.Фишер).Лозаннская школа маржинализма (Л.Вальрас, В.Парето ). Экономическая теория благосостояния (А.Пигу,А.Лернер,К.Эрроу, Дж.Тобин). Критерий Хикса-Калдора.
  • Тема 25. Институционализм и его основные направления (Т. Веблен,Дж. Коммонс, У.К.Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт).
  • Тема 26. Кейнсианство и становление современной макроэкономики.
    Теории монополистической и несовершенной конкуренции (Э.Г.Чемберлин, Дж.В.Робинсон).
  • Тема 27. Теоретические основы монетаризма (М.Фридмен, А.Шварц, К.Бруннер, А.Мелцер, Д.Лейдлер, Р. Селден, Ф.Кейган).
  • Тема 28. Ф. Хайек и австрийская традиция сегодня. Критика социализма (Л.Мизес).Теория экономических порядков (В.Ойкен).
  • Тема 29. Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольная работа проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.1 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гловели Г.Д. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 719с. - ISBN: 978-5-9916-2991-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-istoriya-396723
  • Экономическая история / Толмачева Р.П., - 6-е изд., перераб. - М.:Дашков и К, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-394-01930-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415037

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономическая история: Учебное пособие / Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 234 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009695-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453530