• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ESG концепция: трансформация экономики и бизнеса

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Экологические, социальные вопросы и вопросы корпоративного управления оказываются ключевыми факторами для обеспечения устойчивого развития компаний. Цель курса – изучение влияния ESG –концепции на модели экономического развития, стратегическую и операционную деятельность компаний, поведение человека. Студенты:  познакомятся с основами концепции устойчивого развития, рассмотрят основные индикаторы ESG эффективности на уровне стран и регионов.  Изучат принципы «экономики замкнутого цикла» как механизма ESG-трансформации бизнеса   Изучат структуру и содержание отчетов об устойчивом развитии и другие виды нефинансовой отчетности.  Рассмотрят примеры реализации ESG практик в России и за рубежом.  Изучат типы инструментов национальной экологической политики, а также примеры их реализации как в России, так и в зарубежных странах. Основными результатами изучения курса являются:  знание основных инструментов экологической и ресурсосберегающей политики на международном, региональном и национальном уровнях;  умение анализировать возможные экологические последствия различных социальных, политических и экономических инициатив;  знание показателей нефинансовой отчетности и принципов ее заверения.  наличие навыков использования экономических инструментов для анализа окружающей среды и природных ресурсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – изучение влияния ESG-концепции на модели экономического развития, стратегическую и операционную деятельность компаний, поведение человека. Студенты: • познакомятся с основами концепции устойчивого развития, рассмотрят основные индикаторы ESG эффективности на уровне стран и регионов; • изучат принципы «экономики замкнутого цикла» как механизма ESG-трансформации бизнеса; • изучат типы инструментов национальной экологической политики, а также примеры их реализации как в России, так и в зарубежных странах; • изучат структуру и содержание отчетов об устойчивом развитии и другие виды нефинансовой отчетности; • рассмотрят примеры реализации ESG практик в России и за рубежом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ● Знает основные понятия и категории данной дисциплины; основные концепции мирового экономического развития с позиций взаимодействия человека, окружающей среды и природных ресурсов и историю их формирования; основные инструменты экологической и ресурсосберегающей политики на международном, региональном и национальном уровнях.
  • ● Умеет анализировать возможные экологические последствия различных общественных, политических и экономических инициатив.
  • ● Владеет навыками использования экономических инструментов анализа окружающей среды и природных ресурсов; навыки работы с научной литературой (в том числе, на иностранном языке).
  • ● Понимает необходимость реализации ESG-повестки в финансовом секторе в целях устойчивого экономического развития;
  • ● Анализирует и применяет на практике международные стандарты следования ESG-целям со стороны финансовых институтов;
  • ● Анализирует методологии ESG-рейтингов и обосновывает выводы по вопросам реализации “зеленой” стратегии развития финансовых институтов.
  • ● Анализирует методологии ESG-рейтингов и обосновывает выводы по вопросам реализации “зеленой” стратегии развития финансовых институтов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экологические ограничения. Устойчивое развитие.
  • Экономика экологических проблем
  • Инструменты национальной экологической политики
  • Supply chain
  • ESG
  • Нефинансовая отчетность
  • Финансы устойчивого развития
  • Реализация концепции ESG в финансовой сфере: банки, страховые компании.
  • Позиция органов банковского регулирования и надзора по ESG (Базельский комитет, Центральные банки, ЦБ РФ).
  • Рейтинги ESG в финансовой и банковской сфере
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1 (по итогам 1,2,3 неделей курса)
  • неблокирующий Активность на занятиях (4 и 5 недели курса)
  • неблокирующий Домашнее задание 1 (4 и 5 недели курса)
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (6,7,8 недели курса)
  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Активность на семинарах (2,3,6,7,8 недели курса)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.08 * Активность на занятиях (4 и 5 недели курса) + 0.2 * Активность на семинарах (2,3,6,7,8 недели курса) + 0.1 * Дебаты + 0.12 * Домашнее задание 1 (4 и 5 недели курса) + 0.2 * Домашнее задание 2 (6,7,8 недели курса) + 0.2 * Тест 1 (по итогам 1,2,3 неделей курса) + 0.1 * Тест 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The International Yearbook of Environmental and Resource Economics 2006/2007, a survey of current issues, edited by Tom Tietenberg, Henk Folmer, 302 p., , 2006
  • Экономика и управление природопользованием. Ресурсосбережение : учебник и практикум для вузов / А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова, И. М. Потравный, Е. С. Мелехин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12355-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469335 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Экономика окружающей среды и природных ресурсов: вводный курс, учебное пособие, под ред. А. А. Голуба, Г. В. Сафонова, 268 с., , 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Corporate Environmental Strategy and Competitive Advantage, edited by Sanjay Sharma, J. Alberto Aragon-Correa, 318 p., , 2005
  • Ecological Economics : an Introduction, 560 p., Common, M., Stragl, S., 2005