• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
Приказ от 15.08.2014 № 6.18.1-01/1508-11
Дата обновления паспорта
Протокол Академического совета ОП "Экономика" №1 от 26.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Конкурентные преимущества программы

Даем знания и учим, как их применить

- Фундаментальная подготовка в области экономики и финансов. Необходимая теория, которая позволит понимать основы и разбираться в деталях законов экономической жизни.

- Практическая направленность. Значительное количество прикладных курсов, привлечение к преподаванию представителей реального бизнеса, проведение мастер-классов от ведущих работодателей региона, участие студентов в учебной и производственной практиках.

Трудоустройство выпускников – приоритетная цель

- Согласно опросам студентов, востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда стоит на первом месте среди показателей эффективности образования. Образовательная программа «Экономика» имеет тесные контакты с работодателями. Постоянные партнеры программы:

государственные и муниципальные учреждения: Администрация города Нижнего Новгорода, Управление Федеральной налоговой службы по Нижнему Новгороду;

банки: Волго – Вятский банк ПАО «Сбербанк»,  Волго – Вятское главное управление Центрального Банка Российской Федерации, Международная финансовая группа Банк ВТБ (ПАО), ПАО “РОСБАНК» (Societe Generale Group), АО «Райффайзенбанк» (Австрия);

аудиторские и финансовые организации: Приволжский региональный центр КПМГ, Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, ООО НИЭР "Аудит";

реальный сектор экономики: ОАО «РЖД», ООО «СИБУР – Центр Обслуживания Бизнеса», холдинг STADA CIS , ООО "Лукойл Волганефтепродукт", ОАО "Группа ГАЗ", ОАО "Сокол";

IT-компании: Международная корпорация Intel.

Относимся к каждому учащемуся персонально

- Начиная со второго курса, студенты могут составить свой индивидуальный учебный план за счет дисциплин по выбору и выбора траектории обучения.

Следим за трендами современной экономики и обучения ей

- Современный работодатель хочет видеть не просто специалиста, знающего экономику и финансы, а специалиста, владеющего современными информационными технологиями. Важной особенностью программы, удовлетворяющей требованиям рынка труда, является тот факт, что, начиная с первого курса, студенты имеют возможность изучать основные принципы математического моделирования, возможности пакета EXCEL, принципы работы MATLAB, R, Python в применении к анализу баз экономических данных. С каждым следующим курсом информационная компетентность повышается, углубляя профессиональные навыки студентов.

- Начиная с первого курса студенты, имеют возможность изучения онлайн курсов с поддержкой занятиями в аудитории. В преподавании используются современные образовательные методики: деловые игры, тренинги, а также сочетание индивидуальной и командной работы.

- Международная и профессионально-общественная аккредитации программы подтверждают соответствие программы стандартам образования и требованиям рынка труда.

 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники образовательной программы работают на экономических и финансовых должностях.

Это:

- специалисты планирования и прогнозирования;

- финансовые, бухгалтерские и налоговые консультанты;

- руководители и специалисты служб внутреннего аудита крупных организаций, специалисты аудиторских фирм;

- руководители финансовых служб предприятий реального сектора экономики;

- специалисты в инвестиционных компаниях;

- специалисты в страховых компаниях,

- государственные служащие в министерствах и ведомствах, курирующих внешнеэкономическую деятельность;

- инвестиционные консультанты;

- финансовые аналитики;

Часть выпускников выбирают академическую карьеру и начинают вести научную и преподавательскую деятельность.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата включает:

• сферу производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью;

• сферу кредитования, страхования, операций на рынке ценных бумаг;

• сферу государственного и муниципального управления;

• фундаментальные и прикладные научные исследования в области экономики.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата являются:

• поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты;

• функционирующие рынки;

• финансовые и информационные потоки;

• производственные процессы и отношения.

Выпускник программы обладает следующими профессиональными компетенциями:

  • Способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире.
  • Способен критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них.
  • Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.
  • Способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.
  • Способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности.
  • Способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках.
  • Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
  • Способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
  • Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
  • Способен к постановке научно-исследовательских задач.
  • Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.
  • Способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.
  • Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
  • Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д.
  • Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.
  • Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации.
  • Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.
  • Способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов.
  • Способен к презентации результатов аналитической и исследовательской деятельности.
  • Способен к обработке, хранению данных проектного и профессионального характера, распределению информации в соответствии с поставленными профессиональными задачами и ее распространению.
  • Способен самостоятельно организовать свою деятельность в рамках поставленных профессиональных задач.
  • Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта.
  • Способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность.
  • Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.
  • Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
  • Способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., для принятия управленческих решений.

 

Характеристики образовательных модулей программы

Особенностью программы является возможность построения индивидуального учебного плана обучения исходя из предпочтений по дальнейшему направлению карьерного роста. Так, программа дает возможность выбора следующих траекторий обучения:

- банковский менеджмент;

- внешнеэкономическая деятельность;

- учет, налогообложение, анализ и аудит;

- финансовый и инвестиционный менеджмент;

- финансовая экономика и анализ данных.

Реализация траекторий обучения осуществляется за счет выбора соответствующих дисциплин учебного плана, тематики курсовых работ, выпускных квалификационных работ, проектов, места прохождения учебной и производственной практики.

При этом студент имеет право дополнительно к дисциплинам своей траектории обучения выбрать учебные курсы, рекомендованные другими траекториями образовательной программы, расширив тем самым свои знания в области экономики и финансов.

К основным видам исследовательской и проектной работы студентов относятся такие виды как научно-исследовательский семинар; проекты, учебная и производственная практики. Каждый студент выполняет проекты, в основу которых ложатся реальные задачи в области экономики и финансов. Развитию проектной работы, кроме основных кафедр факультета экономики, способствуют базовые кафедры, созданные на факультете: кафедра международной аудиторской фирмы КПМГ, кафедра Волго-Вятского Банка ПАО «Сбербанка», кафедра Управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области. Сотрудники данных кафедр являются работниками перечисленных организаций.

 

Характеристики модулей обучения для набора студентов 2019г. и ранее:

 

Модуль

Характеристика
модуля

Б.О. Общий цикл

Безопасность жизнедеятельности;

Дисциплина по физической культуре и спорту;

Дисциплины из пула (философия, экономическая история, социология, риторика: практика устной и письменной коммуникации).

Б.Пр. Профессиональный цикл (Major)

Базовая часть

Линейная алгебра

Математический анализ

Теория вероятностей и статистика

Микроэкономика

Макроэкономика

Эконометрика

Базовая профильная часть

Дисциплины обеспечивающие базовую подготовку в области экономики и финансов, а также дисциплины из области наук о данных (Data Science)

Вариативная профильная часть

Обязательные дисциплины, обеспечивающие углубленную подготовку по профильным дисциплинам

Дисциплины по выбору

Дисциплины, выбираемые студентами

Б.М. Дополнительный профиль (Minor)

 Дисциплины смежных направлений обучения

Б.ПД. Практики, проектная и/ или исследовательская работа

Научно-исследовательский семинар

Проекты

Курсовые работы

Подготовка ВКР

Учебная практика

Производственная практика

Б.Ф. Факультативы

Английский язык

Б.ГИА Государственная итоговая аттестация

Защита ВКР

 

Характеристики модулей обучения для набора студентов 2020г. и позднее:

Модуль

Характеристика
модуля

  1. Major

 

Базовый профессиональный (Major)

Линейная алгебра

Математический анализ

Теория вероятностей и статистика

Микроэкономика 1

Микроэкономика 2

Макроэкономика 1

Макроэкономика 2

Эконометрика

Дополнение профессионального модуля (Major доп.)

Вариативные дисциплины, в т.ч. дисциплины по выбору студентов, определены в учебном плане.

  1.  Практика

 

Профессиональная

Обязательная учебная практика на 3 курсе.

Обязательная производственная практика на 4 курсе.

Проектная

Предусмотрено выполнение исследовательских и прикладных проектов по выбору студента

Научно-исследовательская

Курсовая работа 

Подготовка ВКР 

  1.  Дисциплины общего цикла

Безопасность жизнедеятельности;

Дисциплина по физической культуре и спорту;

Дисциплины из пула.

  1.  Minor

Пакетное предложение или 4 отдельные дисциплины.

Английский язык

Внутренний экзамен по английскому языку;

Независимый экзамен по английскому языку;

Подготовка и защита Project Proposal по теме ВКР;

Дополнительные факультативные учебные дисциплины ("Английский язык" и "Академическое письмо").

Data Culture

Дисциплины из области наук о данных (Data Science) базового уровня обеспечивают частичный уровень подготовки. Предусмотрено изучение онлайн-курса по программированию на языке Python. Также  дисциплины Data Culture реализуются как часть Major.

ГИА

Защита ВКР

 

    Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

    Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

    Комплект документов образовательной программы

    Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

    Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

    Проректор С.Ю. Рощин

    Паспорт образовательной программы «Экономика»

    Перейти к содержанию программы