• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликовано расписание занятий в Школе олимпиадной математики Д. Ю. Кузнецова на 2018/2019 учебный год

Олимпиады: подготовка, участие, победа! О том, как преодолеть в себе страх перед нестандартными олимпиадными задачами и почему это необходимо, рассказывает руководитель Школы информационных технологий и математики Дмитрий Юрьевич Кузнецов.
Кузнецов Дмитрий Юрьевич

Школа информационных технологий и математики (Нижний Новгород): Эксперт

 Чтобы не стоять в пробках, а летать на флаерах, необходим высокий уровень технологий. А он будет достигнут только тогда, когда у большинства будет достаточно высокий уровень математического образования.

Школа информационных технологий и математики - это обобщённое название школы олимпиадной математики. На мой взгляд, олимпиадная математика - знание современное и своевременное. Не случайно несколько лет назад правительство России приняло решение дать олимпиадникам главные льготы при поступлении в вузы. Почему? Потому что у ребят, прошедших большую школу олимпиад по разным предметам, просто другой уровень образования, и уровень подготовки на порядок выше, чем у остальных. По этой причине они и ЕГЭ сдают в среднем лучше, чем остальные. Когда человек готовится к олимпиадам, он прорабатывает большой объём информации, и в результате 3-4 дня по-настоящему усиленной подготовки к олимпиаде высокого уровня дают рывок в год в знаниях по предмету. 
Школьникам-олимпиадникам нужна помощь в организации подготовки. Например, в математике важно представлять какие разделы и в какой последовательности надо изучать, какие задачи решать. Известно, что с геометрией в школе сейчас большие проблемы. Поэтому надо объяснять детям, как заниматься геометрией самостоятельно, какие книги читать, почему компьютерная "мышка" должна быть в левой руке… 
Как показал опыт работы с олимпиадниками, те школьники, которые начинают активно самостоятельно изучать геометрию с помощью книг и компьютера, во-первых, сильно прогрессируют в самом предмете и олимпиадах, во-вторых, геометрия подтягивает за собой алгебру, логику, физику и другие предметы.

А если у ребёнка нет способностей к математике?

Это некий шаблон, который, к сожалению, порой пропагандируется школой. Да, школьный учебник не прививает любви к математике, и интерес к предмету может появиться только в том случае, если повезло с учителем. Олимпиадная математика очень отличается от школьной, и многие дети, начиная решать именно олимпиадные задачи из теории графов, теории чисел, геометрии, комбинаторики, понимают, насколько это увлекательно, насколько интересной может быть сама задача и красивым её решение. 
Школьнику непременно надо заниматься несколькими олимпиадными предметами. Считаю, что у ученика должен быть любимый предмет (бывает, что он совпадает с математикой), и именно по этому предмету, будь то экономика, физика, информатика, гуманитарная наука, ребёнку нужно много решать задач в первую очередь. Второй олимпиадный предмет для всех – это математика! Те из ребят, кто эту мысль слышит и активно изучает несколько олимпиадных предметов, попадают на заключительные этапы Всероссийской олимпиады, где стабильно становятся призёрами. А что значит уже в 9-м классе стать призёром Всероссийской олимпиады школьников? Это заранее решённая проблема с поступлением в вуз, следовательно, можно два года в школе шире заниматься многими предметами, не упираясь в рамки ЕГЭ.

Ещё один миф – в обычной жизни большинству достаточно знать арифметику, а математика вряд ли где пригодится…

Чтобы не стоять в пробках, а летать на флаерах, необходим высокий уровень технологий. А он будет достигнут только тогда, когда у большинства будет достаточно высокий уровень математического образования. И речь не идёт только о математиках как таковых. Можно быть гуманитарием, но при этом представлять основы теории графов, комбинаторики, различные методы решения олимпиадных математических задач, потому что у многих таких методов философская суть. И понимание, к примеру, процессов цикличности необходимо в любом виде деятельности. С первого же занятия объясняю детям, что в любом процессе надо искать инварианты (т.е. неизменные свойства), они и помогут найти решение. Если сразу не видно в задаче ни процесса, ни инвариантов, если находишься в тупике, то ... организуй процесс сам! В любом виде деятельности есть свои процессы и инварианты, но этой простой истине не учит ни один раздел школьного образования, а вот олимпиадная математика учит! Поэтому, чтобы стать успешным и в олимпиадах, надо также организовать свой процесс - процесс подготовки к ним!


Запись в Школу уже открыта, расписание занятий опубликовано на сайте.  О подготовке к олимпиадам по другим предметам можно узнать в разделе Подготовительные курсы