• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

38.04.02 Management

38.04.01 Economics

Approved by
протокол заседания ученого совета № 43 от 25.01.2013
Last Update
08.12.2022, протокол №16
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Business-analytics in Economics and Management

Type: General
Track Supervisor: Leonova, Liudmila
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2023/2024 Academic year

Business-analytics in Economics and Management

Type: General
Track Supervisor: Leonova, Liudmila
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2022/2023 Academic year

Business-analytics in Economics and Management

Type: General
Track Supervisor: Leonova, Liudmila
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Competitive Advantages

Аналитические навыки особенно востребованы на рынке труда в настоящее время. При этом экономический агент – будь то фирма или индивид – является наиболее сложным объектом анализа, поскольку его природа носит нерегулярный характер в отличие от даже самых сложных технических устройств, поведение которых все же регулярно. Предлагаемая программа имеет целью сформировать у студентов компетенции, которые позволят выявлять закономерности в данных и осуществлять поддержку принимаемых решений, опираясь как на методы продвинутой статистики, машинного обучения и эконометрики, так и на знание экономической теории. 

Одними из основных задач бизнес-аналитики являются формулировка и проверка продуктовых гипотез. Для решения первой необходимы знания в области экономической теории, а именно теории поведения потребителя. Для решения второй – владение навыками сбора и обработки данных, построения статистических моделей, включая эконометрические модели и модели машинного обучения, их интерпретации и представления выводов лицам, принимающим решения. Магистерская программа позволяет освоить полный комплекс знаний и навыков, чтобы подготовить специалистов, умеющих формировать, собирать и анализировать экономические данные, принимать на их основе стратегические и операционные управленческие решения.

На данный момент на российском рынке труда в сегменте экономики и аналитики востребованы специалисты, обладающие навыками проведения аналитических исследований, управления проектами, data mining, владеющие Python, SQL, и знакомые с управленческой отчетностью. Кроме этого, по данным Атласа новых профессий изменения на рынке труда потребуют т.н. надпрофессиональные навыки, к которым относятся в том числе работа в условиях неопределенности, системное мышление, программирование.

Дисциплины, направленные на профессиональную подготовку бизнес-аналитика, реализуются совместно с бизнес-партнерами - ведущими экспертами в данной отрасли. Практико-ориентированность программы и высокая конкурентоспособность получаемой профессии обеспечивают выпускникам востребованность и легкую адаптацию на рынке труда.

Ключевой особенностью программы является возможность получить квалификацию по нескольким направлениям подготовки. Все студенты программы проходят обучение по направлению «Экономика» и «Менеджмент». При желании студент может выбрать дополнительный набор курсов, позволяющий получить дополнительные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика», при выборе темы магистерской диссертации по направлению «Прикладная математика и информатика» возможно получение диплома сразу по трем направлениям подготовки.

 

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Ключевые образовательные результаты

  • Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных.
  • Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.
  • Анализирует стратегии поведения агентов на рынках и в компаниях, принимает организационно- управленческие решения на основании анализа данных.
  • На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты.
  • Выстраивает коммуникацию в команде при реализации проектной деятельности, представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи. 

Выпускники, освоившие программу магистратуры, могут заниматься организационно-управленческой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельностью.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, позволяющие ему реализоваться профессиональной деятельности.

Перечень профессиональных компетенций по направлению “Экономика” выпускника программы:

Код компетенции

Формулировка компетенции

ПК-1

Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой

ПК-2

Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

ПК-3

Способен разрабатывать методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации проектов и программ

ПК-4

Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности проектов предлагать и применять методику оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности

ПК-5

Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках

ПК-6

Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне

ПК-7

Способен составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом

ПК-8

Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности

 

Перечень профессиональных компетенций по направлению “Менеджмент” выпускника программы, освоившего полностью это направление подготовки:

Код компетенции

Формулировка компетенции

ПК-9

Способен решать задачи формирования сети бизнес-процессов в организации

ПК-10

Способен решать задачи управления деловыми организациями, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации

ПК-11

Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации

ПК-12

Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации

ПК-13

Способен разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию

ПК-14

Способен использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации

ПК-15

Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

ПК-16

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач; осуществлять сбор данных и их обработку

Programme Modules

Для студентов с 2022 года набора

На программе реализуется общая траектория обучения.

Модуль Ключевые семинары состоит из семинара наставника, проектного семинара и научно-исследовательского-семинар (минимальный объем 15 кредитов).

Практика включает в себя проект и подготовку ВКР (минимальный объем 15 кредитов).

Major состоит из дисциплин, с помощью которых студент достигает КОР (минимальный объем 24 кредита).

МагоЛего состоит из дисциплин из областей знания, с помощью которых студент достигает ИОР за пределами КОР или усиливает КОР (объем 15 кредитов).

Государственная итоговая аттестация представляет собой защита выпускной квалификационной работы (объем 3 кредита).

Учебный план программы покрывает компетенции по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Успешное освоение данной МП обеспечивает возможность получить диплом по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

Особенность предлагаемой ОП заключается в том, что студенты могут достраивать свой индивидуальный учебный план по дополнительному направлению – «Прикладная математика и информатика» (ПМИ). Модуль major МП включает в себя дисциплины, которые могут покрывать три направления обучения. Студент, желающий получить диплом по направлению «Прикладная математика и информатика» (в дополнение к диплому по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»), имеет возможность это сделать при условии успешного освоения дисциплин и других элементов программы, покрывающих желаемое направление (учебный план программы дает возможность набрать 90 кредитов по направлению «Прикладная математика и информатика»), а также включения в индивидуальный учебный план дополнительных дисциплин по третьему направлению для покрытия 120 кредитов за 2 года обучения. Дополнительные дисциплины по направлению «Прикладная математика и информатика», позволяющие набрать 30 кредитов, предлагаются в формате дополнительного модуля дисциплин. Для получения диплома по третьему направлению студенту кроме освоения дополнительного набора дисциплин необходимо освоить профессиональные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика» в рамках подготовки магистерской диссертации. Студентом может выполняться одна работа по трем направлениям подготовки, либо студентом может выполняться дополнительная работа по направлению «Прикладная математика и информатика» кроме магистерской диссертации в рамках основной программы по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

Ядро обязательных дисциплин ОП включает в себя следующие предметы: 

  • Прикладные вопросы эконометрики (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Конкурентоспособность российских компаний и отраслей
  • Python для анализа данных в экономике и менеджменте (на английском языке) (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Бизнес-аналитика высокотехнологичных отраслей
  • Стратегический анализ компаний, регионов и отраслей
  • Эксперименты в экономике: дизайн и эмпирический анализ (читается на английском языке) (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Продуктовая аналитика (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • SQL для анализа данных (покрывает компетенции по направлению ПМИ)

Дисциплины по выбору в рамках программы могут покрывать два («Экономика» и «Менеджмент») или три направления подготовки («Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика»), например:

  • Риск-менеджемент и модели страхования (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Анализ и визуализация данных c использованием языка R (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Аналитика данных в Excel (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Машинное обучение в экономике и бизнесе (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
  • Лидерство и управление командой проекта

В модуль ключевые семинары включены научно-исследовательские семинары, проектный семинар и семинар наставника. Студентам предлагается на выбор научно-исследовательские семинары, покрывающие направления «Экономика» и «Менеджмент», либо «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика». Научно-исследовательские семинары знакомят студентов с прикладными аспектами бизнес-аналитики, с используемыми инструментальными методами, погружают студента в предметную область будущей профессии, развивают экономическое мышление и поддерживают подготовку ВКР. Проектный семинар направлен на развития навыков проектной работы, а также поддержку проектов, реализуемых студентами в рамках обучения. Семинар наставника предназначен для совместной деятельности академического наставника и студента по решению следующих задач: фиксация индивидуальных образовательных результатов (далее – ИОР), которых студент намерен достичь в ходе освоения ОП;  выбор и согласование элементов ИУП, соответствующих ИОР; консультирование студента о продвижении по ИУП и степени достижения ИОР; корректировка ИУП в случае необходимости, планирование дополнительного модуля обучения  по направлению «Прикладная математика и информатика», получения диплома по направлению обучения «Прикладная математика и информатика».

Information Circle
Options to Pursue Additional Modules, Including Those Resulting in a Microdegree

Ключевой особенностью программы является возможность получить квалификацию по нескольким направлениям подготовки. Все студенты программы проходят обучение по направлению «Экономика» и «Менеджмент». При желании студент может выбрать дополнительный набор курсов, позволяющий получить дополнительные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика», при выборе темы магистерской диссертации по направлению «Прикладная математика и информатика» возможно получение диплома сразу по трем направлениям подготовки.

Если студент включает в свой индивидуальный учебный план дополнительный модуль дисциплин по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», а также выбирает тему магистерской диссертации, покрывающую следующие ниже компетенции, то студент получает диплом по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Прикладная математика и информатика». 

Перечень профессиональных компетенций по направлению “Прикладная математика и информатика” выпускника программы, освоившего полностью это направление подготовки:

Формулировка компетенции

Способен организовать научно-исследовательскую деятельность.

Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия.

Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики.

Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий.

Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках.

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности.

Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных.

Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математики в виде компьютерных программ.

 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Business Analytics in Economics and Management'

Go to Programme Contents and Structure