Паспорт образовательной программы
38.04.02 Менеджмент
38.04.01 Экономика
Нет
2 года
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2022/2023 учебный год
Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте
Аналитические навыки особенно востребованы на рынке труда в настоящее время. При этом экономический агент – будь то фирма или индивид – является наиболее сложным объектом анализа, поскольку его природа носит нерегулярный характер в отличие от даже самых сложных технических устройств, поведение которых все же регулярно. Предлагаемая программа имеет целью сформировать у студентов компетенции, которые позволят выявлять закономерности в данных и осуществлять поддержку принимаемых решений, опираясь как на методы продвинутой статистики, машинного обучения и эконометрики, так и на знание экономической теории.
Одними из основных задач бизнес-аналитики являются формулировка и проверка продуктовых гипотез. Для решения первой необходимы знания в области экономической теории, а именно теории поведения потребителя. Для решения второй – владение навыками сбора и обработки данных, построения статистических моделей, включая эконометрические модели и модели машинного обучения, их интерпретации и представления выводов лицам, принимающим решения. Магистерская программа позволяет освоить полный комплекс знаний и навыков, чтобы подготовить специалистов, умеющих формировать, собирать и анализировать экономические данные, принимать на их основе стратегические и операционные управленческие решения.
На данный момент на российском рынке труда в сегменте экономики и аналитики востребованы специалисты, обладающие навыками проведения аналитических исследований, управления проектами, data mining, владеющие Python, SQL, и знакомые с управленческой отчетностью. Кроме этого, по данным Атласа новых профессий изменения на рынке труда потребуют т.н. надпрофессиональные навыки, к которым относятся в том числе работа в условиях неопределенности, системное мышление, программирование.
Дисциплины, направленные на профессиональную подготовку бизнес-аналитика, реализуются совместно с бизнес-партнерами - ведущими экспертами в данной отрасли. Практико-ориентированность программы и высокая конкурентоспособность получаемой профессии обеспечивают выпускникам востребованность и легкую адаптацию на рынке труда.
Ключевой особенностью программы является возможность получить квалификацию по нескольким направлениям подготовки. Все студенты программы проходят обучение по направлению «Экономика» и «Менеджмент». При желании студент может выбрать дополнительный набор курсов, позволяющий получить дополнительные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика», при выборе темы магистерской диссертации по направлению «Прикладная математика и информатика» возможно получение диплома сразу по трем направлениям подготовки.
Ключевые образовательные результаты
- Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на базовом уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных.
- Осуществляет сбор, анализ и обработку информации и научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач.
- Анализирует стратегии поведения агентов на рынках и в компаниях, принимает организационно- управленческие решения на основании анализа данных.
- На основе описания экономических процессов и явлений строит теоретические и эконометрические модели, анализирует и содержательно интерпретирует полученные результаты.
- Выстраивает коммуникацию в команде при реализации проектной деятельности, представляет результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи.
Выпускники, освоившие программу магистратуры, могут заниматься организационно-управленческой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельностью.
В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, позволяющие ему реализоваться профессиональной деятельности.
Перечень профессиональных компетенций по направлению “Экономика” выпускника программы:
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ПК-1 | Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой |
ПК-2 | Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада |
ПК-3 | Способен разрабатывать методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации проектов и программ |
ПК-4 | Способен разрабатывать новые критерии оценки эффективности проектов предлагать и применять методику оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности |
ПК-5 | Способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках |
ПК-6 | Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне |
ПК-7 | Способен составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом |
ПК-8 | Способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности |
Перечень профессиональных компетенций по направлению “Менеджмент” выпускника программы, освоившего полностью это направление подготовки:
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ПК-9 | Способен решать задачи формирования сети бизнес-процессов в организации |
ПК-10 | Способен решать задачи управления деловыми организациями, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации |
ПК-11 | Способен разрабатывать корпоративную стратегию, стратегию бизнеса и функциональные стратегии организации |
ПК-12 | Способен планировать и осуществлять проекты и мероприятия, направленные на реализацию стратегий организации |
ПК-13 | Способен разрабатывать программы организационного развития и обеспечивать их реализацию |
ПК-14 | Способен использовать современные менеджериальные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации |
ПК-15 | Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса |
ПК-16 | Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач; осуществлять сбор данных и их обработку |
Для студентов 2021 года набора
Модуль | Минимальный объем (кредит) | Характеристика |
Цикл дисциплин направления | 15-30 |
|
Базовая часть | 15-30 | Макроэкономика (продвинутый уровень) Микроэкономика (продвинутый уровень) Эконометрика (продвинутый уровень) |
Цикл дисциплин программы/специализации | 25-54 |
|
Базовая часть | 0-33 | Эмпирический анализ отраслевых рынков |
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента | 14-54 | Вариативные дисциплины, в т.ч. дисциплины по выбору студентов, определены в учебном плане. |
Практика(и), проектная и(или) научно-исследовательская работа | 48-62 |
|
Научно-исследовательская работа Проектная деятельность Практика | В т.ч.
не менее 10 не менее 2 не менее 5 | Научно-исследовательский семинар Курсовая работа Подготовка ВКР Проект Производственная практика |
Государственная итоговая аттестация | 3-6 | Защита выпускной квалификационной работы |
Для студентов с 2022 года набора
На программе реализуется общая траектория обучения.
Модуль Ключевые семинары состоит из семинара наставника, проектного семинара и научно-исследовательского-семинар (минимальный объем 15 кредитов).
Практика включает в себя проект и подготовку ВКР (минимальный объем 15 кредитов).
Major состоит из дисциплин, с помощью которых студент достигает КОР (минимальный объем 24 кредита).
МагоЛего состоит из дисциплин из областей знания, с помощью которых студент достигает ИОР за пределами КОР или усиливает КОР (объем 15 кредитов).
Государственная итоговая аттестация представляет собой защита выпускной квалификационной работы (объем 3 кредита).
Учебный план программы покрывает компетенции по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Успешное освоение данной МП обеспечивает возможность получить диплом по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».
Особенность предлагаемой ОП заключается в том, что студенты могут достраивать свой индивидуальный учебный план по дополнительному направлению – «Прикладная математика и информатика» (ПМИ). Модуль major МП включает в себя дисциплины, которые могут покрывать три направления обучения. Студент, желающий получить диплом по направлению «Прикладная математика и информатика» (в дополнение к диплому по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»), имеет возможность это сделать при условии успешного освоения дисциплин и других элементов программы, покрывающих желаемое направление (учебный план программы дает возможность набрать 90 кредитов по направлению «Прикладная математика и информатика»), а также включения в индивидуальный учебный план дополнительных дисциплин по третьему направлению для покрытия 120 кредитов за 2 года обучения. Дополнительные дисциплины по направлению «Прикладная математика и информатика», позволяющие набрать 30 кредитов, предлагаются в формате дополнительного модуля дисциплин. Для получения диплома по третьему направлению студенту кроме освоения дополнительного набора дисциплин необходимо освоить профессиональные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика» в рамках подготовки магистерской диссертации. Студентом может выполняться одна работа по трем направлениям подготовки, либо студентом может выполняться дополнительная работа по направлению «Прикладная математика и информатика» кроме магистерской диссертации в рамках основной программы по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».
Ядро обязательных дисциплин ОП включает в себя следующие предметы:
- Прикладные вопросы эконометрики (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Конкурентоспособность российских компаний и отраслей
- Python для анализа данных в экономике и менеджменте (на английском языке) (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Бизнес-аналитика высокотехнологичных отраслей
- Моделирование бизнес-функций и бизнес-процессов и их автоматизация
- Стратегический анализ компаний, регионов и отраслей
- Эксперименты в экономике: дизайн и эмпирический анализ (читается на английском языке) (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Управленческий учет и бюджетирование
- Продуктовая аналитика (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
Дисциплины по выбору в рамках программы могут покрывать два («Экономика» и «Менеджмент») или три направления подготовки («Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика»):
- Риск-менеджемент и модели страхования (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- SQL для анализа данных (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Анализ и визуализация данных c использованием языка R (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Аналитика данных в Excel (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Управленческая экономика
- Микроэкономика (продвинутый уровень)
- Управление экономическим ростом
- Машинное обучение в экономике и бизнесе (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
- Лидерство и управление командой проекта
- Принятие управленческих решений на основе данных
- Анализ поведения потребителя и маркетинговая стратегия (покрывает компетенции по направлению ПМИ)
В модуль ключевые семинары включены научно-исследовательские семинары, проектный семинар и семинар наставника. Студентам предлагается на выбор научно-исследовательские семинары, покрывающие направления «Экономика» и «Менеджмент», либо «Экономика», «Менеджмент» и «Прикладная математика и информатика». Научно-исследовательские семинары знакомят студентов с прикладными аспектами бизнес-аналитики, с используемыми инструментальными методами, погружают студента в предметную область будущей профессии, развивают экономическое мышление и поддерживают подготовку ВКР. Проектный семинар направлен на развития навыков проектной работы, а также поддержку проектов, реализуемых студентами в рамках обучения. Семинар наставника предназначен для совместной деятельности академического наставника и студента по решению следующих задач: фиксация индивидуальных образовательных результатов (далее – ИОР), которых студент намерен достичь в ходе освоения ОП; выбор и согласование элементов ИУП, соответствующих ИОР; консультирование студента о продвижении по ИУП и степени достижения ИОР; корректировка ИУП в случае необходимости, планирование дополнительного модуля обучения по направлению «Прикладная математика и информатика», получения диплома по направлению обучения «Прикладная математика и информатика».
Ключевой особенностью программы является возможность получить квалификацию по нескольким направлениям подготовки. Все студенты программы проходят обучение по направлению «Экономика» и «Менеджмент». При желании студент может выбрать дополнительный набор курсов, позволяющий получить дополнительные компетенции по направлению «Прикладная математика и информатика», при выборе темы магистерской диссертации по направлению «Прикладная математика и информатика» возможно получение диплома сразу по трем направлениям подготовки.
Если студент включает в свой индивидуальный учебный план дополнительный модуль дисциплин по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика», а также выбирает тему магистерской диссертации, покрывающую следующие ниже компетенции, то студент получает диплом по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Прикладная математика и информатика».
Перечень профессиональных компетенций по направлению “Прикладная математика и информатика” выпускника программы, освоившего полностью это направление подготовки:
Формулировка компетенции |
Способен организовать научно-исследовательскую деятельность. |
Способен поддерживать коллективную научную коммуникацию, организовывать научные мероприятия. |
Способен создавать междисциплинарные тексты с использованием языка и аппарата прикладной математики и информатики. |
Способен оформлять и представлять публично результаты профессиональной деятельности с использованием информационных технологий. |
Способен осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках. |
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативных документов в профессиональной деятельности. |
Способен получать, очищать, анализировать и визуализировать большие объёмы данных. |
Способен реализовывать модели и алгоритмы прикладной математики в виде компьютерных программ. |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте»