Ещё один шаг к профессионализму, или СПБ на тренинге Американской Ассоциации Юристов
Программа Доступа к Правосудию Американской Ассоциации Юристов в Российской Федерации 19-20 марта 2011 г. в Нижнем Новгороде провела тренинг «Бесплатная юридическая помощь. Базовые психологические навыки». Целью данного мероприятия являлось повышение профессиональных навыков юристов, оказывающих бесплатную юридическую помощь населению, и обсуждение основных проблем, связанных с предоставлением такого рода помощи в регионе. Тренинг представлял собой цикл интерактивных занятий, направленных на развитие психологических навыков работы с социально-незащищенными клиентами и предотвращение синдрома профессионального выгорания. Для участия в тренинге были приглашены юристы некоммерческих организаций, кураторы юридических клиник, сотрудники общественных приемных, представители аппарат Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка, государственных юридических бюро, молодые адвокаты со стажем работы менее двух лет и стажеры или помощники адвокатов, занимающиеся оказанием бесплатной юридической помощи различным категориям населения.
В тренинге приняли участие и консультанты Студенческого правового бюро – Анастасия Бердникова и Колесникова Татьяна, которые совсем недавно были признаны одними из лучших по результатам своей работы.
Татьяна Колесникова:
«На календаре давно весна, но на улице хмуро и снег. Суббота. Хочется отдохнуть, выспаться… Но нужно идти – сегодня тренинг, организованный Американской ассоциаций юристов в РФ. Однако спустя час настроение поднимается, появляется рабочий боевой настрой.
Первый сюрприз - большинство собравшихся - адвокаты, юристы с большим опытом. Для меня, студентки, возможность окунуться в профессиональную сферу невероятно ценна. Сюрприз второй - наши тренеры – Забадыкина Елена и Корнева Лариса - высококвалифицированные психологи. Два дня пролетели быстро - еще бы! Ролевые ситуативные игры, новые техники консультирования, советы, помогающие избежать «профессиональное сгорание», ситуаций, когда клиент пытается манипулировать, даже техника медитации и многое другое наполнили наши полезные выходные.
О чем бы хотелось рассказать? Да обо всем! Одно только воспоминание о «несъедобном бутерброде» поднимает настроение на весь день. Было забавное, казалось бы, до банальности простое задание – написать инструкцию для создания бутерброда. Все присутствующие были удивлены, но сделали это. Что происходило потом, помогло, мне кажется всем, даже опытным юристам, понять, что порой чувствуют клиенты на наших консультациях. Одному участнику предлагалось шаг за шагом зачитывать инструкцию, а другому – строго ей следовать. В итоге бутерброд получился с фольгой, полиэтиленом и бумагой. Думаю, мы извлекли из этого наглядного урока большую пользу - не все так очевидно, как нам иногда кажется. Кроме того, наверное, впервые мы задались вопросом, за что мы благодарны себе. Ответить на этот вопрос оказалось не так просто. Мы проводили импровизированные консультации, на которых получали реальные советы, навыки и опыт, как тренеров-психологов, так и участников-юристов.
Словом, впечатление от тренинга потрясающее, дружеская, располагающая атмосфера, новые интересные люди, новый опыт. Спасибо организаторам!»
Анастасия Бердникова:
«Для меня этот тренинг оказался очень полезным. У нас было гораздо больше практических занятий, чем теоретических. И это было намного интереснее и эффективнее.
В процессе выполнения заданий, у нас получилось обменяться опытом с адвокатами и юристами из некоммерческих организаций, которые так же, как и мы, оказывают бесплатную помощь людям, но обладают бОльшим опытом и запасом знаний. Одним из наших заданий было провести реальную консультацию втроем, где каждый поочередно выполнял следующие роли: клиент, консультант и наблюдатель. Таким образом, мне удалось побывать не только в обычной роли консультанта, но и в роли клиента, и я поняла, что мне самой нелегко доступно объяснить другому человеку мою проблему, так чтобы он мог понять ее суть и найти решение. А среди моих минусов как консультанта, удалось отметить то, что я часто перебиваю клиента. Буду стараться не перебивать! Другие задания заставляли задуматься над вещами, над которыми обычно ты не задумываешься – например, что значит слушать другого человека и за что я благодарна себе? Я являюсь консультантом СПБ недавно, с ноября 2010 года, но клиентов у нас довольно много и среди них часто встречаются такие, к общению с которыми нужен особый подход. Опытные психологи объяснили нам, как закончить разговор, в начале которого становится очевидным, что ни к какому решению он не приведет, также мы искали варианты общения с неуравновешенными клиентами. На тренинге была очень комфортная психологическая атмосфера, в которой было очень легко работать.»
Остаётся только добавить, что участие в подобных тренингах – хорошая традиция, которая свидетельствует о том, что консультанты Студенческого правового бюро всегда стараются идти вперёд и всесторонне развиваться как личности. И всё это для того, чтобы всегда быть настоящими профессионалами в своём деле.
Материал подготовила Архипова Ирина
Фото предоставлены консультантами СПБ