• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работай со страстью, но беспристрастно

25 ноября 2011 года на базе Санкт-Петербургского филиала Российской Таможенной Академии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Европейские и Российские стандарты защиты прав человека: опыт деятельности юридических клиник». Единственным представителем столицы Поволжья стала директор нашего Студенческого Правового Бюро Светлана Калинина.  

25 ноября 2011 года на базе Санкт-Петербургского филиала Российской Таможенной Академии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Европейские и Российские стандарты защиты прав человека: опыт деятельности юридических клиник». Участниками конференции стали «клиницисты» из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Волгограда, Тулы, Нижнего Новгорода, а также из соседней Белоруссии. Единственным представителем столицы Поволжья стала директор нашего Студенческого Правового Бюро Светлана Калинина.

            Дмитрий Ермоленко: Света, скажи, какая тема прошла «красной нитью» через все мероприятия этой конференции?

            Светлана Калинина: Конференция в большей степени затронула аспекты деятельности юридических клиник, нежели тематику прав человека, хотя этому вопросу тоже было уделено внимание.

 

            Д.Е.: Как началась конференция?

            С.К.: Первым этапом было пленарное заседание. Много докладов было посвящено опыту организации юридических клиник. Было интересно послушать, поскольку в ряде сообщений были даны полезные практические рекомендации, идеи по организации работы. Кроме этого, несколько докладов были посвящены отдельным правовым аспектам, например, заключению мирового соглашения.

           

            Д.Е.: Ты выступала с докладом?

            С.К.: Да, я была в числе первых. Тема моего доклада: «Роль юридических клиник в правовой поддержке и правовом просвещении населения». Мне задали вопрос: «Не боится ли руководство вашей клиники доверять студентам самостоятельную работу с клиентами?» Мол, многие клиник допускают  работу студента лишь под строгим наблюдение преподавателей. Я ответила, что никакой боязни нет. Возможно, в этом есть и свои недостатки, но, в конце концов, так студент может по-настоящему прочувствовать все нюансы работы и будет действительно готов к дальнейшей профессиональной деятельности.

            Д.Е.: Была ли какая практическая часть или работа в секциях?

            С.К.: Да, конечно. После заседания участникам было предложено выбрать мероприятия для посещения. Я пошла на обсуждение видеокейса по делу о выселении ребенка из квартиры. Это дело было в работе у студентов клиники РТА. Кейс показался интересным, но не сильно сложным:  я уже встречалась с подобным случаем, да и знания гражданского права помогли. Жюри отметило, что наша группа немного лучше справилась с заданием.

Удивлением на этом этапе для меня стало то, что при более близком общении с ребятами выяснилось, что многие из них, работая в клинике уже по году, имели дело всего лишь с 2-3 клиентами! А в некоторых клиниках по каждому клиенту заставляют писать огромные отчеты размером чуть ли не с курсовую. Так что пусть наши СПБшники не жалуются на малое количество клиентов и требования к заполнению регистрационных листов.

            Д.Е.: Насколько я понимаю, ты была единственным представителем из Нижнего Новгорода. Значит, вокруг были сплошь новые лица?

            С.К.: Нет, было много знакомых лиц с московской конференции в МГУ, проходившей в мае этого года.

 

            Д.Е.: Какие еще проблемы обсуждались на конференции?

            С.К.: Далее состоялась мастер-класс, на котором  были затронуты две темы:  юридическая конфликтология и тема медиации, т.е. работы в качестве внесудебного юридического посредника между конфликтующими сторонами. Показалось настолько интересно, что мы задержались на этом мероприятии и выбились из графика – закончили, наверное, минут на 30 позже.

            Кроме этого, на круглом столе, закрывающем конференцию, произошло краткое обсуждение только что принятого закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» - он вызывает много вопросов.

            В целом, конференция была удачной. По словам Светланы, всем участникам были выданы полезные материалы, в том числе брошюры по юридической тематике. Три экземпляра удалось взять в наши центры. Кроме этого, Светлана выписала несколько высказываний выступавших. Вот некоторые из них:

«Цель студента, работающего с клиентом, – дать ответ, а не спасти мир».

«В 90% случаев человек обращается к юристу, чтобы подтвердить свою правоту, и только в 10% случаев – когда не знает, что делать»

«Юрист должен одинаково хорошо писать и хорошо говорить. И этому нужно учиться в том числе в юридической клинике»

«Юрист – это не человек, который все знает. Это человек, который знает, где посмотреть и как объяснить»

«Работать нужно со страстью, но беспристрастно».

П.С. Сборник материалов конференции можно скачать здесь.

Беседовал

Дмитрий Ермоленко