• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Апрель

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

40.03.01 Юриспруденция

Утверждение программы
Приказ № 6.18.1-01/0808-16 от 08.08.2014
Дата обновления паспорта
27.08.2019 г.
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

Юриспруденция (о/з) (2019): 4 года 5 месяцев

Юриспруденция (о/з) (2020): 5 лет 5 месяцев

Очно-заочная форма обучения, 300

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы
  1. Конкурентные преимущества программы

2.1 Программа направлена на подготовку юристов, обладающих не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и прикладными навыками, и в связи с этим способных решать сложные, многоуровневые задачи, прежде всего, в сфере правового сопровождения бизнес-процессов. В процессе обучения студенты участвуют в проектной, научно-исследовательской и экспертной работе в области российского, зарубежного и международного права. Выпускники программы востребованы на рынке труда благодаря сочетанию фундаментальных знаний и прикладных навыков, позволяющих им приступать к решению задач, возникающих в ежедневной практической деятельности юриста, в том числе в международной среде.

 2.2 Целью  ОП:

 - в области обучения является: овладение студентами основами гуманитарных, социальных, экономических знаний, профессиональная подготовка в области юриспруденции, позволяющая выпускнику усвоить теоретические и прикладные знания, приобрести навыки, необходимые для успешной работы в органах публичной власти, бизнесе, некоммерческом секторе;

- в области воспитания личности является: формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания, толерантности; развитие творческих способностей, навыков коммуникации, социальной адаптации; обучение навыкам проектной и командной работы; формирование установки постоянно учиться, профессионально развиваться.

2.3 Краткая характеристика ОП:

Программа направлена на подготовку юристов, обладающих солидной базой теоретических знаний и прикладных навыков, способных не только проявлять лидерские качества, но и работать в команде, профессионально решая сложные комплексные задачи, в том числе в международной среде. Центральное место отводится изучению правового регулирования экономических отношений. В процессе обучения студенты участвуют в проектной, научно-исследовательской и экспертной работе в области российского, зарубежного и международного права.

Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение законности и правопорядка в различных сферах жизни общества.

 Основные направления  подготовки  ОП «Юриспруденция» включает:

- поиск, анализ, структурирование правовой информации;

- толкование и применение законов и других нормативных правовых актов;

- разработка и составление юридических документов;

- правовая экспертиза нормативных актов, дача квалифицированных   юридических заключений;

- правильная квалификация фактов и обстоятельств;

- аргументация и обоснование позиции;

- обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей;

- обеспечение соблюдения законодательства в деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц;

- правовое обучение и воспитание.

Преподавание на программе основывается на использовании эффективных образовательных методик, среди которых - игровые судебные процессы, деловые игры, тренинги, сочетание индивидуальной работы с работой в команде. Активно используется сократовский метод, студенты обучаются работать с большими объёмами информации, а также самостоятельно собирать, анализировать и эффективно представлять результаты проделанной работы. Выпускники программы востребованы, как юридические консультанты в бизнес-корпорациях, юристы в российских и международных юридических фирмах, служащие в органах государственной и муниципальной власти.

Дополнительно к основному образованию студенты могут получить базовый набор знаний по дисциплинам неюридического профиля: экономике, финансам, менеджменту, бизнес-информатике, логистике, медиа- и массовым коммуникациям, психологии, политической науке, социологии, системному программированию и многим другим.

 2.4 Основные показатели ОП:

Образовательная программа «Юриспруденция» по направлению подготовки 40.03.01  разработана в соответствии с «Положением об основной образовательной программе высшего образования», утвержденным Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол от 30.05.2014 № 3) и «Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (далее – ОС НИУ ВШЭ), утвержденным Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Нормативный срок освоения – 4,5 года при очно-заочной  форме обучения, на базе СПО и 4 года на базе высшего образования , трудоемкостью 300 зачетных единиц. Объем программы бакалавриата в очно-заочной  форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 зачетных единиц. Программа построена на бюджетной основе, носит практико-ориентированный характер, преподается на русском языке.        Присваиваемая квалификация: «академический бакалавр». Учебный план образовательной программы полностью соответствует ОС НИУ ВШЭ.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

III. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП

 

3.1 Область и объекты профессиональной деятельности выпускника.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр»: разработка и реализация правовых норм; обеспечение законности и правопорядка.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших ОП с присвоением квалификации «академический бакалавр», являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

3.2. Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым преимущественно готовится выпускник.

Выпускник, освоивший ОП в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована ОП, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

а) в правотворческой деятельности:

подготовка нормативных правовых и локальных актов;

б) в правореализационной деятельности:

составление заявлений, исков, отзывов на иски, жалоб, обращений, договоров и других правореализационных актов;

в) в правоприменительной, в том числе в процессуальной, деятельности:

составление правоприменительных актов, а также иных документов, связанных с применением норм права;

г) в правоохранительной деятельности:

охрана правопорядка, обеспечение законности, безопасности личности, общества и государства;

охрана прав и свобод человека и гражданина, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

д) в правозащитной деятельности:

обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц путём консультирования, представления в органах государственной власти и местного самоуправления, российских и международных судах и квазисудебных органах, а также в международных организациях;

е) в экспертно-консультационной деятельности:

разъяснение прав, консультирование по правовым вопросам;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) в аналитической деятельности:

проведение аналитических исследований;

обработка правовой, социальной, экономической и другой теоретической и эмпирической информации на основе использования современных информационных технологий;

подготовка публикаций, обзоров и аннотаций по правовой проблематике;

з) в научно-исследовательской деятельности:

участие в проведении научных исследований в области права;

подготовка научных публикаций и докладов по правовой проблематике.

 

IV. Планируемые образовательные результаты, формируемые в результате освоения ОП

В результате освоения ОП  у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший ОП должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными компетенциями:

-  Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной (УК-1);

- Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области (УК-2);

- Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза ( УК-3);

- Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности (УК-4);

- Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) (УК-5);

- Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества (УК-6);

- Способен работать в команде (УК-7);

- Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (УК-8);

- Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность (УК-9);

-Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде (УК-10).

б) профессиональными компетенциями:

- Способен квалифицировать юридические факты и применять к ним действующие нормы права (ПК-1);

- Способен искать, анализировать и обрабатывать юридически значимую информацию посредством использования формально-юридического, сравнительно-правового и иных специальных методов познания (ПК-2);

-  Способен работать со специализированными правовыми системами (базами данных) для целей профессиональной юридической деятельности (ПК-3);

- Способен составлять правовые заключения, заявления, иски, отзывы на иски, жалобы, обращения, договоры и другие правореализационные акты в соответствии с правилами юридической техники, нормативными правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота (ПК-4);

- Способен осуществлять правовую экспертизу документов (ПК-5);

- Способен выявлять, пресекать, раскрывать, расследовать и квалифицировать преступления и иные правонарушения, включая коррупционное поведение (ПК-6);

- Способен понимать причины, природу и следствия преступности; осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-7);

- Способен участвовать в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц путём консультирования, представления в органах государственной власти и местного самоуправления, российских и международных судах и квазисудебных органах, а также в международных организациях (ПК-8);

- Способен вести письменную и устную коммуникацию в рамках профессионального общения на русском языке (ПК-9);

- Способен представлять результаты своей профессиональной деятельности устно, в том числе в рамках публичных выступлений и дискуссий (ПК-10);

- Способен разрабатывать нормативные правовые акты и акты локального правотворчества (ПК-11);

- Способен осуществлять различные виды профессиональной деятельности и руководить ими на основе правовых и профессиональных этических норм (ПК-12);

- Способен проводить аналитические исследования в области права (ПК-13);

- Способен препятствовать коррупционному поведению (ПК-14);

- Способен соблюдать в профессиональной деятельности основные требования информационной безопасности, в том числе в части неразглашения сведений, составляющих охраняемые законом виды профессиональных тайн (ПК-15);

- Способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов (ПК-16);

- Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности (ПК-17);

- Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, на основе понимания общечеловеческких, гуманистических ценностей и их значения для сохранения и развития современной цивилизации (ПК-18);

- Способен социально-ответственно принимать решения при осуществлении профессиональной деятельности (ПК-19);

-  Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности (ПК-20).

Характеристики образовательных модулей программы

              V.    Модули ОП

Основная образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» предусматривает изучение следующих блоков:

  • Б.О – общий цикл;
  • Б.Пр – профессиональный цикл (Major), включая: Б.Пр.Б – базовая часть; Б.ДВ – дисциплины по выбору;
  • Б.М – дополнительный профиль (Minor);
  • Б.ПД – практики, проектная и/или исследовательская работа;
  • Б.Ф – факультативы (дополнительно к ОП);
  • Б.ГИА – государственная итоговая аттестация.

Код

Элемент ОП

Дисциплины

ЗЕ

Б.О.

Общий цикл

 

13

 

 

Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности; Экономика; Социология

 

Б.Пр.

Профессиональный цикл (Major)

 

153

 

 

Теория государства и права; История государства и права России; История государства и права зарубежных стран; Римское частное право; Конституционное право; Судебная власть и правоохранительные органы; Гражданское право; Уголовное право; Административное право; Международное публичное право; Предпринимательское право; Гражданское процессуальное право; Уголовно-процессуальное право; Финансовое право; Трудовое право; Международное частное право

80-113

Б.ДВ.

Дисциплины по выбору

 

40-73

Б.М.

Дополнительный профиль (Minor)

 

20

Б.ПД

Практики, проектная и исследовательская работа, в т.ч.

Научно-исследовательские семинары; научно-практические семинары; курсовые работы; практики; подготовка ВКР; проектные семинары и проекты (в т.ч. практикумы, юридическая клиника)

48

Б.Ф.

Факультативы

В т.ч. Английский язык

 

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

 

6

 

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению;

 

3

 

 

Защита ВКР

3

 

Базовой частью образовательной программы является совокупность ее элементов, устанавливаемых НИУ ВШЭ в данном образовательном стандарте, вариативной частью образовательной программы является совокупность её элементов, устанавливаемых разработчиками отдельных программ бакалавриата по данному направлению в рамках ОС НИУ ВШЭ и/или выбираемых студентами указанных программ.

В рамках базовой части цикла Б.О при очно-заочной  форме обучения должна быть реализована дисциплина «Физическая культура».

 

VI. Организация проектной и научно-исследовательской работы обучающихся.

Проектная и научно-исследовательская работа включает в себя курсовые работы, практику и подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР), а также может включать такие элементы, как, к примеру, научно-исследовательские семинары, научно-практические семинары, практикумы, научные проекты, подготовку и участие в конкурсах по праву.

            Курсовая работа (или проект) – это письменная работа, которая является результатом научного исследования, посвящённого одной из актуальных проблем права. 

Практики: учебная и преддипломная. При проектировании программ бакалавриата разработчики выбирают формы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Производственная практика проводится в организациях и учреждениях по направлению подготовки, учебная практика может проводиться в структурных подразделениях НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Форма проведения учебной практики:

ознакомительная, по получению первичных профессиональных навыков.

Способ проведения учебной практики: стационарная.

Форма проведения преддипломной практики:

производственная, по закреплению профессиональных навыков.

Способ проведения производственной практики: стационарная.

            Подготовка ВКР включает в себя подготовку плана исследования, поиск, сбор, анализ и обобщение информации по разрабатываемой теме, изучение и толкование применимых источников права, работу с учебной и научной литературой, составление, обсуждение с научным руководителем и представление текста работы к предзащите. Формой промежуточной аттестации по этому виду проектной и исследовательской деятельности является предзащита ВКР на английском языке.

Научно-исследовательский семинар как форма поддержки научно-исследовательской деятельности направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы в области юриспруденции: поиску и работе с источниками, планированию исследовательской деятельности, использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, а также участию в дискуссии.

Научно-практический семинар является обеспечивающим видом проектной работы и направлен на формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих заниматься прикладными видами деятельности в области права.

Проектная работа включает в себя следующие возможные формы организации:

Проектный семинар является формой, поддерживающей проектную работу студентов.

Практикум является видом проектной работы, направленным на развитие профессиональных (инструментальных) компетенций, востребованных в конкретной практической юридической деятельности, среди которых анализ юридических казусов, работа с источниками, ориентирование в судебной практике, выработка правовой позиции, составление процессуальных документов, представление правовой позиции и другие.

Проекты – это вид исследовательской и проектной работы, который реализуется в форме участия студентов в деятельности научных подразделений НИУ ВШЭ (лабораторий, центров, институтов) и научных учебных групп, а также в отдельных проектах, которые выполняются в НИУ ВШЭ или преподавателями НИУ ВШЭ. Участие в отдельном проекте оценивается в з.е. и может быть засчитано в качестве иных видов проектной и исследовательской работы, предусмотренных учебным планом.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Юриспруденция (очно-заочное обучение)»

Перейти к содержанию программы