Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История экономических учений


Дисциплина «История экономических учений» входит в базовую часть дисциплин  профессионального цикла по направлению 38.03.01 Экономика. Дисциплина реализуется на факультете экономики кафедрой экономической теории и эконометрики.

Целями освоения дисциплины История экономических учений являются:

  • сформировать у студентов основы экономического мышления;
  • способствовать усвоению студентами основных идей крупнейших экономистов прошлого и современного периодов, логики становления и развития основных научных школ, их влияния на современную экономическую науку;
  • выработать умение  квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии современной экономической науки, проблемах становления рыночных отношений с помощью полученных теоретических знаний;
  • - привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и категории, используемые в истории экономических учений;
  • закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне;
  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
  • основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
  • основные особенности российской экономики, её институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы и институты на микро- и макроуровне;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • рассчитывать на основе методик и нормативно-правовой        базы экономические и социально-экономические показатели;
  • использовать источники экономической, социальной и управленческой информации;
  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
  • прогнозировать на основе стандартных теоретических и моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне.
  • работать с экономической литературой, рекомендованной преподавателем;
  • -самостоятельно находить необходимую литературу и статистическую информацию по    полученному заданию;

Владеть:

  • методологией экономического исследования;
  • современными методами сбора, обработки и анализа  экономических и социальных данных;
  • современными методами расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы на микро- и макроуровне.
  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

В содержание дисциплины «История экономических учений» входит изучение следующего круга вопросов: Развитие экономической мысли с древнего периода до меркантилизма .Меркантилизм в Европе и в России; Развитие классической политэкономии. Экономические взгляды А.Смита; К.Маркс, его предшественники, критики и последователи; Развитие маржинализма, формирование неоклассического направления; Теория общего экономического равновесия. Экономические теории благосостояния; Экономические взгляды Дж.М.Кейнса. Монополистическая и несовершенная конкуренция; Современные экономические теории.

После прохождения курса «История экономических учений» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями: Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-7); Способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-11); Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-15); Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации (ПК-16).

На лекционных формах занятий для демонстрации статистического материала, наглядности подачи теоретического материала, а также для демонстрации презентаций используется проектор. В рамках семинарских занятий разбираются дискуссионные вопросы курса.