В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Целью освоения дисциплины «Междисциплинарные методы в юриспруденции» является изучение методологии проведения междисциплинарных исследований и способов применения методологических подходов и методов исследования в правовых дисциплинах. Данный курс предполагает сочетание двух взаимодополняющих подходов: философско-методологического и формально-юридического. В рамках первого планируется показать в широком философском контексте, как современные концепции в области философии науки и методы научного познания оказывают влиянием на юридическую науку, формируют ее методологическую основу и понятийный аппарат. Второй подход ориентирует на раскрытие методологического потенциала современных концепций в области философии права, аналитической и социологической юриспруденции. Особое внимание будет уделено работе аспирантов с оригинальными текстами и источниками для углубленного изучения методологических подходов и способов их применения в правовых исследованиях. В результате освоения материалов данного курса аспирант должен сформировать представления о характере современной методологии научного познания и применения междисциплинарных методов научного познания в юриспруденции. Умело оперировать современным научным категориальным аппаратом. Обрести навыки работы с классическими и современными научными текстами.
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Междисциплинарные методы в юриспруденции» является изучение методологии проведения междисциплинарных исследований и способов применения методологических подходов и методов исследования в правовых дисциплинах.
Планируемые результаты обучения
выявляет в анализируемых работах исследовательские подходы, релевантные собственной работе, адаптирует и внедряет их
выявляет в анализируемых работах предложения по совершенствованию правового регулирования, адаптирует их применительно к актуальной нормативной среде
демонстрирует понимание научных и административных сложностей, стоящих перед исследователем при подготовке работы
демонстрирует способность взвешенно и критически оценивать современные научные достижения; ориентируется в выборе наиболее эффективных стратегий междисциплинарного поиска
объясняет границы применимости различных исследовательских программ
подвергает критике методы и выводы авторов, помещает работы в контекст исследовательского поля, предлагает новые направления исследования вопроса
способен выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований
способен формулировать новые для своего исследования методы и подходы, определяет место своего исследования в контексте мировой научной повестки
указывает на перспективы и возможные направления развития методологии собственных исследований
указывает на сильные и слабые стороны в исследовательских программах, оценивает значение методов для исследовательского поля
формирует и выполняет план научно-исследовательской работы
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Методология научного познания. Междисциплинарные подходы и тенденции развития современного юридического знания.
Тема 2. Понятие и ключевые элементы научной теории. Особенности формирования концепций и теорий в юридической науке. Юриспруденция как научная дисциплина: современные дискуссии.
Тема 3. Аналитическая и континентальная юриспруденция: сходства и различия понятийного аппарата и методологии исследования. Междисциплинарные подходы и методологические взгляды И. Бентама, Дж. Остина, Г. Кельзена, Р. Иеринга, А. Райнаха.
Тема 10. Категории, понятия и определения в юридической науке.
Тема 4. Методологические принципы научного познания в юриспруденции. Конкретизация методологических принципов в современной юриспруденции.
Тема 11. Причинность в праве. Способы анализа причинно-следственных связей в правовых исследованиях.
Тема 5. Философские подходы в юриспруденции. Проблема использования философских категорий и понятий в юридической науке.
Тема 12. Влияние философских концепций на методологию юридической науки.
Тема 6. Аналитическая философия и юридический язык.
Тема 13. Научные взгляды У. Куайна и концепция «натурализации юриспруденции» Б. Лейтера.
Тема 7. Научно-исследовательские программы в правовых исследованиях. Представления о правовой реальности в научно-исследовательских программах юридического позитивизма и правового реализма.
Тема 14. Применение общенаучных методов в юридической науке.
Тема 8. Логика научного исследования в праве. Логико-семантический анализ юридических понятий.
Тема 9. Концептуальный анализ и методы интерпретации в праве.
Тема 15. Методология социологической юриспруденции. Концепции правового реализма.
Тема 16. Право и нейронауки: междисциплинарные исследования.
Элементы контроля
Эссе
Зачет
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год II семестр
0.4 * Зачет + 0.6 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Dagan, H. (2018). The Real Legacy of American Legal Realism. Oxford Journal of Legal Studies, 38(1), 123–146. https://doi.org/10.1093/ojls/gqy001
Философия права : учебник для вузов, Нерсесянц, В. С., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
Responsibility Between Neuroscience and Criminal Law. The Control Component of Criminal Liability. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F43ECC70
Авторы
Серова Екатерина Евгеньевна
Завгородняя Ольга Ивановна
Кобзарь Елена Николаевна
Дидикин Антон Борисович
Нашли опечатку? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы