В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Дисциплина «Основные концепции менеджмента» предназначена для формирования у студентов концептуальных представлений о проблемах современного менеджмента в их системной взаимосвязи, с учетом тенденций развития бизнес-среды и подходов к управлению. Данный курс является теоретической и практической базой для получения знаний и навыков по другим дисциплинам программы магистерской подготовки. Дисциплина содержит общетеоретические положения и концепции управления социально-экономическими системами в условиях рыночных отношений. Это система гибкого управления, способного своевременно перестраиваться и реагировать на изменения внешней среды, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. В результате студент должен обладать знаниями по истории развития менеджмента в прошлом и настоящем; по системному анализу организации, жизненному циклу организации, организационной культуре, централизации и децентрализации, видах и типах организаций, основных методах организации менеджмента в коммерческих и некоммерческих организациях разных форм собственности и т.д.
Цель освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Основные концепции менеджмента» является формирование у студентов целостного системного представления о теории и практике менеджмента для последующего успешного управления организациями.
Планируемые результаты обучения
Анализирует различные концепции.
Демонстрирует навыки использования методик анализа внешней и внутренней среды организации.
Демонстрирует навыки использования методик анализа и диагностики этапа ЖЦ организации.
Знает виды конфликтов, причины их возникновения и способы их устранения.
Знает историю развития менеджмента в прошлом и настоящем.
Знает понятийный аппарат и базовую терминологию курса.
Знает сущность и задачи теории управления организацией.
Знает, как правильно осуществлять коммуникацию, причины нарушения процесса коммуникации.
Кратко излагает и анализирует различные концепции.
Кратко излагает и анализирует различные подходы к управлению формальной и неформальной средой организации.
Перечисляет типы руководителей по Адизесу.
Перечисляет типы совместной деятельности в организации.
Распознает различные теории ЖЦ.
Распознает типы организационной культуры.
Содержание учебной дисциплины
Введение в курс, цели и задачи. Менеджмент как наука и профессия. Мастерство менеджера: концептуальные, человеческие и технические навыки.
История зарождения и становления менеджмента. Предпосылки возникновения, основные положения, критика школ менеджмента (научная организация труда, административная школа, школа человеческих отношений, поведенческая школа, количественная школа).
Организация как объект управления. Основные подходы к анализу организаций Внешняя и внутренняя среда организации и методы их анализа.
Организационная структура
Теория жизненных циклов организации.
Организационная культура как связующая сущность организации.
Организационные коммуникации
Элементы контроля
Аудиторная работа
Проект
Экзамен
Промежуточная аттестация
2024/2025 1st semester
0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Менеджмент: учебник/ О. С. Гапонова, Л.С.Данилова, Ю.Ю. Чи-липенок. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. - 480 с. - (Высшее образование). - DOI: https://doi.org/10.29039/01819-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1032618
Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (п) ISBN 978-5-16-009073-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538741
Теория менеджмента: Учебник / В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 207 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006009-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356857
Рекомендуемая дополнительная литература
R.L. Daft, Dr. Ir. M. Aksit, & Ir. B. Tekinerdogan. (2002). Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BA2B73
Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
Авторы
Гапонова Ольга Сергеевна
Нашли опечатку? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Преподаватель
Гапонова Ольга Сергеевна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы