Признание на старте
В конце августа были подведены итоги выборов лучших преподавателей Высшей школы экономики. Ежегодно студенты отдают свои голоса за тех преподавателей, чьи лекции и семинары, стиль преподавания, манеру общения считают наиболее яркими и эффективными.
Традиционно в число лучших преподавателей нижегородского кампуса попадают аспиранты и выпускники аспирантуры, в этом году в почётном списке оказалось четыре аспиранта. В самом начале преподавательской карьеры они получили признание своего профессионального уровня. Мы спросили у них, что помогает им в работе, обращают ли они внимание на студенческую оценку и что они считают самым важным и ценным в работе молодого преподавателя.
Приглашенный специалист департамента фундаментальной и прикладной лингвистики. Аспирант 3 года обучения, образовательная программа «Лингвистика и литературоведение».
В прошедшем учебном году состоялся мой первый опыт преподавания. Конечно, на первых порах ощущалось волнение: справлюсь ли я (занятия проходили в том числе на английском языке), сумею ли подать учебный материал так, чтобы он был понятным и интересным. Однако поддержка академического руководителя, помощь уважаемых коллег и моих студентов в проведении занятий помогли мне побороть все страхи и сомнения!
О студенческой оценке преподавания на момент старта курсов я даже не задумывалась. При составлении плана занятий ориентировалась на свой опыт обучения в «Высшей школе экономике», на запросы студентов и их пожелания, которые касались увеличения количества практических заданий. Самое ценное в преподавании для меня – видеть интерес к предмету в глазах студентов! Благодаря постоянной обратной связи я могла выстроить занятия так, чтобы включить в них материал, который наиболее полезен ребятам. Особенно приятно было подводить итоги, читать отзывы и отметить для себя, что силы были потрачены не зря!
Преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации. Аспирант 2 года обучения, образовательная программа «Лингвистика и литературоведение»
Хотя преподавание традиционно связывается с полной самоотдачей, после многих занятий меня не покидает чувство, что сам я получаю не меньше, чем отдаю. В таком взаимном, диалогическом обогащении на всех уровнях и состоит, как мне кажется, основная цель и прелесть преподавания.
Обучение в Вышке дало мне не только знания в филологической области, но и прекрасно подготовило к собственному преподаванию (пусть я в бытность студентом и не подозревал, что свяжу жизнь с образованием), дав отличную модель. Вернее, модели, поскольку у каждого преподавателя свой стиль ведения занятий, и я наверняка, особенно поначалу, неосознанно копировал элементы наиболее близких мне стилей старших коллег. Впрочем, только так и можно выработать свой.
Студенческую оценку преподавания я отслеживаю всегда, читаю все комментарии, стараюсь учесть любые разумные замечания и пожелания. Это действительно помогает улучшать и разнообразить занятия, в особенности семинарские.
Старшие коллеги всегда поддерживают меня и помогают в любых затруднительных положениях, за что я им бесконечно благодарен. Без их советов я вряд ли бы смог (и методически, и морально) провести свои первые занятия.
Ассистент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита. Аспирант 2 года обучения, образовательная программа «Экономика».
Звание лучшего преподавателя - показатель того, что, занимаясь любимым делом, мы находимся на своём месте и приносим пользу обществу. Это результат плодотворной работы не только нас, молодых преподавателей, но и всех, у кого на протяжении жизни мы учимся. Комментарии, получаемые в СОП, приносят идеи для улучшения учебных курсов, и, что ещё более ценно, полны благодарности, вызывают улыбку и являются отличной мотивацией для профессионального развития.
Приглашенный специалист кафедры конституционного и административного права. Аспирант 2 года обучения, образовательная программа «Юриспруденция».
В своей преподавательской работе я попыталась аккумулировать все положительные стороны и моменты образовательного процесса бакалавриата и магистратуры. Стараюсь также развивать навыки, которые во время студенчества приобрела в мобильной группе клуба «Нескучное право» факультета права. Благодаря его создателю - Шлягиной Е.Н. во мне зажглась любовь к преподаванию, которая не угасает по сей день.
Важную роль в процессе преподавания играет взаимодействие со всеми структурными подразделениями факультета. Благодаря команде учебного офиса исключается возможность форс-мажора. Я уверена в их профессионализме и поддержке: это помогает осуществлять свою работу, не задумываясь об организационных процессах.
Коллектив преподавателей факультета права очень отзывчив. Обращаясь за помощью к старшим коллегам, чувствуешь полезную обратную связь. Безусловно, влияние на мою профессиональную деятельность оказали как деканы факультета (Лошкарева М.Е., Клепоносова М.В), так и научный руководитель, сопровождающий мое обучение в аспирантуре (проф. Михеева И.В.)
Для меня важна конструктивная обратная связь. По итогам каждого курса после получения результатов СОП я стараюсь проводить анализ проделанной работы, чтобы понять, что можно сделать лучше. Каждое первое занятие с новым курсом я обсуждаю условия сотрудничества и по возможности исключаю недопонимания, которые могли возникнуть с предыдущими курсами. Для меня СОП - это возможность понять молодое поколение, их потребности, цели, и в соответствии с этим выстроить комфортную коммуникацию, которая только поспособствует качественному образовательному процессу.
Поэтому, на мой взгляд, задача преподавателя – пробудить интерес, продемонстрировать, что базовые знания могут быть в действительности интересными и полезными. Исключительно живой интерес студента поможет стать ему профессионалом. Самое ценное для меня - осознание того, что твоя деятельность может зажечь огонь в глазах студента.