О программе
Целью программы является подготовка специалистов по работе с данными (data scientist), аналитиков (analyst), исследователей в области компьютерных наук (researcher and computer scientist) и инженеров-разработчиков и инженеров-исследователей по программному обеспечению (software engineer and research software engineer).
Программа рассчитана на молодых людей, готовящихся к развитию существующих и созданию новых компьютерных технологий, работая в ведущих ИТ-компаниях и исследовательских центрах. Учебный план программы разработан с учетом опыта ведущих университетов, таких как Stanford University (США), EPFL (Швейцария), МГУ и МФТИ (Россия), а также Школы анализа данных Яндекса, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области компьютерных наук в России.
Структурно программа состоит из нескольких основных компонент – профессионального цикла (ещё называемого “major”), проектной и научно-исследовательской работы, дополнительного профиля по выбору студента (“minor”), гуманитарных предметов, английского языка, физкультуры.
Выпускник программы должен:
- знать и уметь пользоваться математическими понятиями и методами, востребованными в компьютерных науках;
- уметь разрабатывать самому и в составе команды сложные программные продукты;
- уметь решать поставленные задачи в выбранной профессиональной области компьютерных наук и прикладной математики;
- обладать навыками работы в англоязычной среде.
В чем преимущества программы?
1. Высокий уровень подготовки
Программа обучения сформирована с учетом опыта ведущих американских и европейских университетов, таких как Stanford University (США) и EPFL (Швейцария), а также Школы анализа данных, разработавшей одну из самых сильных образовательных программ в области Computer Science в России.
2. Сильный преподавательский состав
В числе преподавателей факультета – сотрудники высокотехнологичных компаний (МЕРА, Intel, Яндекс и других), представители лучших российских научных групп в области IT, победители международных чемпионатов по программированию по системе АСМ и международных математических олимпиад.
3. Индивидуальная образовательная траектория
На 2 курсе присутствует дополнительный профиль по выбору студента (“minor”).
На 3 и 4 курсах студенты выбирают пять курсов по выбору из общего списка.
4. Активная проектно-исследовательская работа
Практическая работа занимает заметную часть программы.
- На первом курсе все студенты изучают численные методы в рамках компьютерного практикума в среде математического моделирования Matlab.
- Начиная со второго курса, студенты работают над индивидуальными курсовыми работами (ссылка).
- На третьем курсе каждый должен выполнить программный проект под руководством ментора из ИТ-индустрии.
- На последнем курсе идет работа над выпускной квалификационной работой.
На каждом курсе студент может переключиться на исследовательскую работу которая обсуждается на научно-исследовательских семинарах или продолжить практико-ориентированные программные проекты, по задачам, которые предлагают партнёры факультета.
5. Финансовая поддержка лучших студентов
На факультете действует стипендиальная программа имени сооснователя компании Яндекс Ильи Сегаловича. Претендовать на стипендию могут наиболее активные и успешные в учебе студенты (уже с первого года обучения) и аспиранты ВШЭ. В общей сложности на выплаты в течении года предусмотрено около 3,5 миллиона рублей. В эту сумму входят годичные стипендии для десяти студентов-бакалавров, три стипендии для студентов магистратуры и три стипендии для аспирантов. Размер выплат соответственно составит 15, 20 и 25 тысяч рублей ежемесячно.
Что я буду изучать?
Учебный план можно условно разделить на два двухлетних этапа, в ходе которых решаются разные задачи, вследствие чего они существенно отличаются по своей организации.
На первом этапе каждый студент должен:
1. овладеть основами всех ключевых для компьютерных наук разделов математики;
2. научиться самостоятельно реализовывать законченный нетривиальный программный проект;
3. освоить английский язык в достаточной степени, чтобы изучать дисциплины специальности на английском;
4. выбрать специализацию и научное направление.
Поэтому первые два года учебный план сформирован из обязательных дисциплин. Список математических дисциплин включает все ключевые для специалиста по компьютерным наукам разделы – дискретную математику и алгебру, математический анализ, линейную алгебру и геометрию, теорию вероятностей и математическую статистику, дифференциальные уравнения. Программы дисциплин составлены с учётом специфики компьютерных наук, что находит своё отражение в выборе примеров, глубины рассмотрения разных тем и т.д.
Цикл обязательных дисциплин по программированию разработан таким образом, чтобы по окончанию 2го года каждый студент смог самостоятельно реализовать нетривиальный законченный программный проект. Сначала студент учится программировать в рамках курсов «Основы и методология программирования» «Технологии программирования», где изучает языки С и С++. В ходе курса «Архитектура вычислительных систем» проходит знакомство с базовой архитектурой компьютеров и языком Assembler. Затем в курсе «Алгоритмы и структуры данных» разрабатывается теоретическая сторона предмета - как подходить к решению задач, как проектировать и оценивать алгоритмы, какие существуют ключевые алгоритмы. Потом студенты переходят к инженерной стороне вопроса в курсе «Компьютернные системы» и рассматривают процесс исполнения программы на компьютере, знакомятся с компиляторами и трансляторами, устройством и задачами операционной системы Linux. Наконец в рамках «Курсовой работы» каждый студент закрепляет полученный опыт в ходе разработки законченного программного продукта или прикладного исследования. Работа над Курсовой работой ведётся под руководством научного руководителя из университета или его партнёра - высокотехнологичной компании. Задачами научного руководителя являются подготовка проектных заданий, помощь и консультирование при выполнении проекта студентом, и оценка результатов по окончанию работы.
Преподавание английского языка выстраивается таким образом, чтобы к концу второго года студенты были готовы слушать предметы на английском языке. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по правилам международных экзаменов.
На первом и втором году студенты прослушивают вводный научный семинар, на котором им рассказывают о различных направлениях исследований, ведущихся на факультете, и предлагаемых специализациях образовательной программы. В качестве инструмента используется язык R. Семинар помогает студентам осознано сделать выбор в пользу той или иной специализации на старших курсах. Летом, по завершению второго курса, студенты проходят «Учебную практику». Основной формой учебной практики является выполнение учебного задания под руководством потенциального научного руководителя, что дает возможность студентам плавно войти в исследовательскую работу.
На втором этапе образовательной программы каждый студент должен:
1. стать специалистом в выбранном направлении компьютерных наук;
2. получить опыт профессиональной работы в англоязычной среде, от написания академических текстов до их устного обсуждения;
3. выполнить законченное научное исследование или в составе команды разработать сложный программный проект;
4. пройти практику или стажировку.
Упор на втором этапе делается на предметы связанные с методами обработки данных:
- Базы данных;
- Анализ и разработка данных;
- Исследование операций;
- Машинное обучение;
- Моделирование финансовых операций.
В рамках курса «Разработка прикладных приложений» рассмотриваются шаблоны проектирования, система контороля версий Git и методы тестирования.
Каждый студент должен выбрать свой набор курсов по выбору. Список предлагаемых курсов по выбору включает:
- Алгоритмы исследования операций;
- Прикладная теория графов;
- Сетевые и веб технологии;
- Теория и средства трансляции и компиляции (на языке Java);
- Сложность алгоритмов;
- Стохастические модели принятия решений;
- Системы поддержки принятия решений;
- Модели управления рисками;
- Многопоточное программирование;
- Модели сетевых структур;
- Компьютерная лингвистика;
- Практический курс Интернет вещей;
- Системный анализ;
- Случайные процессы.
В качестве курсов по выбору можно также брать некоторые обязательные курсы других образовательных программ.
Проектная и научно-исследовательская работа
Проектной и научно-исследовательской работе студента посвящается заметная часть образовательной программы. В неё входит программный проект на 3-м курсе, курсовая работа на 2 и 3-м курсе, выпускная квалификационная работа (ВКР) на 4-м курсе, научный и проектный семинар на 3-4 курсах, а также учебная летняя практика после 2 курса, летняя производственная практика после 3-го курса и преддипломная практика.
Дополнительный профиль ("Minor")
Идея дополнительного профиля ("Minor" или "майнор") пришла из американских университетов, в которых студент, получая основную профессию на одной программе (так называемый "Major"), может параллельно приобрести базовые знания по другой специальности ("Minor"). В ВШЭ майноры появились вперые в 2015 году. Каждый майнор - это небольшая образовательная программа из 4х предметов, по одному в семестр на 2-3 годах обучения. Майнор входит в состав образовательной программый, поэтому каждый студент должен выбрать один из предлагаемых майноров. Можно выбрать любой майнор из общеуниверситетского списка, в который входят прикладная и финансовая экономика, менеджмент, история, социология, юриспруденция и т.д. Полный список майноров, предлагаемых на выбор в настоящий момент, можно посмотреть в каталоге майноров.
Где я буду работать?
Выпускникам нашей образовательной программы предстоит работать в:
- ведущих российских и зарубежных компаниях – производителях программного обеспечения (МЕРА, Intel, Яндекс, Microsoft, SAP, Seldon, Крок, Ланит и т.д.);
- в ИТ-отделах и отделах по работе с большими данными крупных компаний (Мегафон, МТС и других);
- в банковском, инвестиционном и страховом бизнесе (Сбербанк, Альфа-Банк и др.);
- в бизнес-консалтинге (KPMG, McKinsey&Co, Accenture);
- исследовательских центрах и университетах.
Аннотации программ (PDF, 336 Кб)