• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия науки

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

«Изучение естественных наук я считаю отличной школой для ума. Нет школы лучше той, где дается понятие о чудном единстве и неуничтожимости материи и сил природы» Майкл Фарадей Задачи дисциплины «философия науки» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления. В процессе изучения дисциплины слушатели, повышая свой культурный уровень (а естествознание – неотъемлемая часть единой культуры!), знакомятся не только со спецификой науки и этапами ее развития, панорамой культурно-исторических и научных сюжетов, но и с механизмами получения новых знаний, смены научных парадигм, с массивом основных естественнонаучных концепций. Естествознание – энциклопедия методов и моделей, примеров их применения. Рациональный научный метод, стартовав в примерах точного естествознания, в процессе обучения должен приобрести статус междисциплинарного, проникая в экономику, менеджмент, социологию, управление, экологию и др., оттачивая технологию и культуру моделирования, формируя особую модельную культуру мышления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате изучения дисциплины «философия наки» студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности: Знания: основных естественнонаучных явлений и законов, границ их применимости; основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий в их взаимосвязи и взаимовлиянии; исторических аспектов развития естествознания; наиболее распространенных методов исследования в разных областях естествознания. Умения: объяснять и анализировать основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты, опираясь на современные естественнонаучные представления и концепции, используя знания фундаментальных естественнонаучных законов; работать с естественнонаучной литературой (информацией) разного уровня; понимать, критически анализировать базовую естественнонаучную информацию, опираясь на современные естественнонаучные представления; применять основы и результаты естественнонаучного опыта, а также пользоваться естественнонаучным рациональным методом при принятии решений в профессиональной области; готовность использовать на практике знания теоретических основ современной естественнонаучной картины мира, основных понятий, законов и моделей естествознания, представлений об основных естественнонаучных методах анализа. Навыки: использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях; критического (рационального) мышления, анализа и оценки научной информации; применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных и техногенных явлений; использовании творческого подхода в поиске, отборе, обобщении и применении на практике естественнонаучной информации. Компетенции: Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общефилософские аспекты естествознания
    1. Естествознание в контексте человеческой культуры. Научный метод 2. Основные этапы развития естествознания 3. Концепция детерминизма в классическом естествознании 4. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы 5. Пространство и время в естествознании.
  • Физико-химические основы естествознания
    6. Статистические закономерности в природе. закон сохранения энергии в макроскопических процессах. принцип возрастания энтропии. 7. Квантовые представления в описании микромира 8. Строение вещества 9. Из чего сделан мир: на пути к фундаментальной теории материи 10. Эволюционные процессы в мегамире: наука о вселенной 11. Эволюция звезд 12. Наука о земле
  • Наука и жизнь
    13. Фундаментальные свойства живой материи. 14. Естествознание и научно-технический прогресс 15. Самоорганизация в живой и неживой природе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    в качестве экзаменационного задания используется заранее подготовленный доклад на заданную преподавателем тему
  • неблокирующий он-лайн курс
    курс студенты проходят самостоятельно на сайте https://openedu.ru/course/spbstu/CONCMOD/. результат прохождения студент обязан представить преподавателю не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты проведения экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * он-лайн курс + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Свиридов В. В., Свиридова Е. И. ; Под ред. Свиридова В.В.-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-310-Университеты России-978-5-534-09649-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-438369