• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Физическая культура

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
  • Знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни
  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре
  • Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии
  • Приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, роль физической культуры в развитии личности человека
  • Знает социально-биологические основы физической культуры, основы анатомии и физиологии человека
  • Умеет организовать свой режим питания в соответствии с принципами рационального питания
  • Знает основы здорового образа жизни
  • Умеет организовать свой режим дня в соответствии с критериями здорового образа жизни
  • Знает и умеет использовать средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • Знает методы и средства физического воспитания
  • Умеет корректировать физическое развитие, телосложение, двигательную и функциональную подготовленность средствами физической культуры и спорта
  • Знает основные методы самоконтроля, показатели и критерии оценки
  • Умеет использовать различные методы и тесты для оценки своего физического развития, подготовленности и функционального состояния организма
  • Знает правила поведения и технику безопасности на занятиях физической культуры
  • Демонстрирует технику выполнения силовых упражнений с отягощениями и упражнений с собственным весом тела; технику безопасного выполнения упражнений на силовых тренажерах
  • Демонстрирует технику базовых шагов аэробики под музыкальное сопровождение (в том числе с использованием степ – платформы)
  • Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с собственным весом тела
  • Демонстрирует безопасную технику выполнения упражнений с силовым оборудованием
  • Демонстрирует комплекс упражнений, состоящий из суставной гимнастики и упражнений на растягивание основных мышечных групп
  • Демонстрирует комплекс упражнений пилатеса с использованием всех принципов пилатеса
  • Знает правила игры в волейбол
  • Демонстрирует в парах передачу мяча двумя руками сверху и снизу
  • Демонстрирует прямую нижнюю подачу через сетку с 3 –мя попаданиями в любую зону игровой площадки
  • Демонстрирует прямой нападающий удар через сетку в прыжке с разбега
  • Демонстрирует прием мяча в зоне защиты с переводом в зону атаки
  • Демонстрирует игровые действия во время игры в волейбол
  • Знает правила игры в баскетбол
  • Демонстрирует ведение мяча правой и левой рукой в движении, на месте
  • Демонстрирует бросок мяча одной рукой в кольцо с линии штрафного броска
  • Демонстрирует бросок мяча двумя руками в кольцо с 6 м линии (с попаданием в кольцо)
  • Демонстрирует игровые действия во время игры в баскетбол
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Физическая культура, как часть общей культуры человека
    Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Ценности физической культуры. Дать определение основным терминам: Физическая культура, спорт, спорт высших достижений, массовый спорт, физическое воспитание, физическое развитие, тренер, ценности физической культуры, физическое совершенство, психофизическая подготовка, физическая и функциональная подготовленность, двигательная активность.
  • Основы анатомии и физиологии человека
    Скелетная, мышечная, сердечнососудистая, дыхательная, пищеварительная и нервная система человека. Принципы рационального питания. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Питьевой режим. Формирование культуры питания у студентов. Дать определение основным понятиям: Организм человека, функциональная система организма; саморегуляция, гомеостаз, рефлекс, адаптация, социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное потребление кислорода, двигательные умения и навыки.
  • Основы здорового образа жизни студента
    Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Личное отношение к своему здоровью. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни. Избавления от вредных привычек. Дать определение основным понятиям: Здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, самооценка.
  • Средства физической культуры в регулировании работоспособности
    Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда. Дать определение основным понятиям: Работоспособность, утомление, переутомление, усталость, рекреация, релаксация, самочувствие.
  • Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
    Методические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Воспитание физических качеств. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. Дается определение основным понятиям: принципы и методы физического воспитания, двигательные умения и навыки, физические качества, психические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия, общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, зоны и интенсивность физических нагрузок, энергозатраты при физической нагрузке.
  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
    Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Дается определение основным понятиям: формы самостоятельных занятий, границы интенсивности нагрузок, мотивация выбора, самоконтроль.
  • Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
    диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Дается определение основным понятиям: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль.
  • Посещение спортивной секции по выбору студента: тренажерный зал, групповые программы, волейбол, баскетбол
    Тренажерный зал: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе в Тренажерном зале. Инструктаж в тренажерном зале. Вводная тренировка в тренажерном зале. Изучение техники выполнения упражнений на тренажерах. Изучение техники выполнения упражнений на различные группы мышц. Общефизическая подготовка (ОФП). Групповые программы: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях групповых программ. Изучение основных базовых шагов аэробики. Соединение базовых шагов в комплекс под музыкальное сопровождение. Аэробика с использованием степ – платформы. Изучение техники упражнений с собственным весом тела. Изучение техники выполнения силовых упражнений с последующим увеличением силовой нагрузки и проработкой основных мышечных групп. Знакомство с силовым оборудованием. Изучение техники упражнений с силовым оборудованием. Изучение техники выполнения упражнений на растягивание основных мышечных групп. Изучение суставной гимнастики. Изучение принципов Пилатеса и системы упражнений Пилатеса. Волейбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях волейбола. Знакомство с правилами игры. Техника передач двумя руками сверху, снизу. Техника выполнения прямой нижней подачи. Техника прямого нападающего удара. Техника игры в защите. Тактика игры в волейбол. Игра в волейбол. Баскетбол: Правила поведения и техника безопасности на занятиях физической культуры, в том числе на занятиях баскетбола. Знакомство с правилами игры. Техника владения мячом. Техника игры в защите. Тактика игры в баскетбол. Игра в баскетбол.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Реферат
    Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    По физической культуре на зачете ставится оценка «зачтено/не зачтено». Студенты, имеющие основную и подготовительную группу здоровья получают оценку «зачтено», если в период с 01.09.2020 по 15.11.2020 и с 05.04.2021 по 20.06.2021 посетили 10 и более практических занятий. Студенты, имеющие специальную медицинскую группу здоровья, в том числе студенты–инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, и временно освобожденные от практических занятий физической культуры в соответствии с медицинским заключением, либо с заключением медико-социальной экспертизы, к зачету пишут и защищают реферат объемом 8-12 страниц. Преподаватели кафедры физического воспитания могут вместо обязательных посещений спортивных секций НИУ ВШЭ – Нижний Новгород засчитать практические занятия студента в фитнес клубе/секции/студии Нижнего Новгорода (или место проживания студента), при условии предоставления документов, подтверждающих его двигательную активность за отчетный период (договор/справка/абонемент из бассейна на имя студента с реквизитами организации, печатью, подписями). В этом случае, оценку «зачтено» получают, если по представленным документам студент занимался двигательной активностью более 50% отчетного периода. Это составляет более 10 недель или 2,5 месяца. Подтверждающие документы студенты сдают в учебную часть. Иностранные студенты, которые не имеют возможности въехать на территорию РФ в связи с карантинными мероприятиями, к зачету либо предоставляют документы о занятиях двигательной активностью по месту своего нахождения, либо пишут реферат.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. — 2-е изд., пере раб. - Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2014. - 336 с. - ISBN 978-5-98281-157-8 (Альфа-М) ; ISBN 978-2-16-003545-1 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/432358
  • Бурухин С. Ф. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ГИМНАСТИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 173с. - ISBN: 978-5-534-06290-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-gimnastika-437594
  • Врачебный контроль в фитнесе: Монография / Руненко С.Д., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) ISBN 978-5-16-106693-5 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/969612
  • Германов Г. Н. - ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА. РАЗДЕЛЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с. - ISBN: 978-5-534-04492-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/dvigatelnye-sposobnosti-i-fizicheskie-kachestva-razdely-teorii-fizicheskoy-kultury-438651
  • Гимнастика. Методика преподавания : учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич-Шилюк [и др.] ; под общ. ред. В.М. Миронова. — Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925772
  • Здоровье студентов: социологический анализ: Монография / Отв. ред. И.В. Журавлева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль; Социология). (обложка) ISBN 978-5-16-009142-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/425620
  • Михайлов Н. Г., Михайлова Э. И., Деревлёва Е. Б. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. АЭРОБИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 138с. - ISBN: 978-5-534-07225-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture-aerobika-438432
  • Никитушкин В. Г. - ОСНОВЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07632-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchno-metodicheskoy-deyatelnosti-v-oblasti-fizicheskoy-kultury-i-sporta-438401
  • Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие / Сидорова Е.Н., Николаева О.О. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 148 с.: ISBN 978-5-7638-3400-0
  • Студент вуза: технологии и организация обучения в вузе: Учебник / Резник С.Д., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 366 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010134-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472506
  • Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / И.С. Барчуков, Ю.Н. Назаров, С.С. Егоров [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. —431 с. - ISBN 978-5-238-01157-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028835
  • Ямалетдинова Г. А. ; под науч. ред. Еркомайшвили И.В. - ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 244с. - ISBN: 978-5-534-05600-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pedagogika-fizicheskoy-kultury-i-sporta-441686