• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономическая история

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты

Преподаватель


Красавина Раиса Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: - у студентов будут сформированы основы экономического мышления; -получат знания об экономическом развитии ведущих стран Западной Европы, США, Японии и России, с древнейших времён и до наших дней; - выработают умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения, проблемах становления рыночных отношений в этих странах с помощью полученных теоретических знаний; - получат навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками. В результате освоения дисциплины студент будет знать: - основные понятия и категории, используемые в «Экономической истории»; закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; - основные особенности российской экономики, её институциональную структуру, направления экономической политики государства. В результате освоения дисциплины студент будет уметь: - анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы и институты на микро- и макроуровне; - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально - экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально- экономических показателей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов основы экономического мышления.
  • Дать знания об экономическом развитии ведущих стран Западной Европы, США, Японии и России, с древнейших времён и до наших дней.
  • Выработать умение квалифицированно вести дискуссию об основных особенностях и тенденциях в развитии сельского хозяйства, промышленности, транспорта, финансов, денежного обращения, проблемах становления рыночных отношений в этих странах с помощью полученных теоретических знаний.
  • Привить навыки самостоятельной работы с литературой, электронными библиотечными ресурсами, Интернет-источниками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументированно строит свою речь в дискуссии на историко-экономические темы.
  • Владеет методами анализа для решения задач текущих современных процессов.
  • Знает исторические школы.
  • Использует исторический опыт для характеристики и анализа современных процессов.
  • Квалифицированно оценивает различные точки зрения по исследуемой проблеме.
  • Может проводить сравнительный анализ экономических систем.
  • Свободно применяет конкретику историко-экономических процессов для проведения аналогии в исторической ретроспективе.
  • Студент, основываясь на конкретном историко-экономическом материале, умеет выделить экономические процессы в хронологической последовательности, их закономерности и особенности.
  • Умеет выделить сильные и слабые стороны этих концепций.
  • Умеет работать с различными источниками, для выделения важнейших связей экономических и социальных процессов.
  • Хорошо представляет суть процессов, происходивших в исторической ретроспективе.
  • Чётко представляет основные концепции периодизации общественно – исторического процесса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет Истории экономики, его особенности.
  • Тема 2. Экономические системы, их функции.
  • Тема 3. Сравнительный анализ азиатского способа производства и античного рабства.
  • Тема 4. Экономическое развитие европейских стран в эпоху средневековья.
  • Тема 5. Революция цен в Западной Европе.
  • Тема 6. Первоначальное накопление в странах Западной Европы.
  • Тема 7. Промышленный переворот в странах Западной Европы и США.
  • Тема 8. Вторая технологическая революция и процессы монополизации в к. 19 – н. 21 вв.
  • Тема 9. Колониальная политика европейских стран и США.
  • Тема 10. Экономические причины 1-ой мировой войны.
  • Тема 11. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта.
  • Тема 12. Социальное рыночное хозяйство.
  • Тема 13. Шведская социально-экономическая модель.
  • Тема 14. Японский промышленный патернализм.
  • Тема 15. Экономические реформы Петра I.
  • Тема 16. Реформы Екатерины Великой.
  • Тема 17. Экономические реформы Александра II.
  • Тема 18. Денежная реформа С.Ю.Витте.
  • Тема 19. Столыпинская аграрная реформа.
  • Тема 20. Экономическая мысль Античной Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
  • Тема 21. Меркантилизм в Европе.
  • Тема 22. Классическая политическая экономия.
  • Тема 23. Историческая школа Германии. (Ф. Лист, В. Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс, Г.Шмоллер, Л.Брентано, К.Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт).
  • Тема 24.Развитие идей маржинализма в работах маржинализма в работах Г.Г.Госсена, Австрийской школы (К.Менгер, О.Бём- Баверк, Ф.Визер).
  • Тема 25. Институционализм и его основные направления (Т. Веблен,Дж. Коммонс, У.К.Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт).
  • Тема 26. Кейнсианство и становление современной макроэкономики.
  • Тема 27. Теоретические основы монетаризма (М.Фридмен, А.Шварц, К.Бруннер, А.Мелцер, Д.Лейдлер, Р. Селден, Ф.Кейган).
  • Тема 28. Ф. Хайек и австрийская традиция сегодня. Критика социализма (Л.Мизес).Теория экономических порядков (В.Ойкен).
  • Тема 29. Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
    Контрольная работа проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа №2
    Контрольная работа проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.1 * Контрольная работа №1 + 0.2 * Контрольная работа №2 + 0.3 * аудиторная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гловели Г.Д. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 719с. - ISBN: 978-5-9916-2991-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-istoriya-396723
  • Экономическая история / Толмачева Р.П., - 6-е изд., перераб. - М.:Дашков и К, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-394-01930-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415037

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Экономическая история: Учебное пособие / Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 234 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009695-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453530