Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

603093 Н.Новгород,ул. Родионова, 136

603095 Н.Новгород,ул. Львовская, 1В

603155 Н.Новгород,ул. Б.Печерская, д.25/12

Статья
SensorDBSCAN: Semi-Supervised Active Learning Powered Method for Anomaly Detection and Diagnosis

Ivanov P., Shtark M., Kozhevnikov A. et al.

IEEE Access. 2025. Vol. 13. P. 25186-25197.

Глава в книге
Elements of Sustainable Enterprise Architecture for the Energy Sector Business Modeling

Pavel Malyzhenkov, Masi M., Rossi F.

In bk.: Information Systems for Intelligent Systems. Proceedings of ISBM 2024, Volume 2. (SIST, volume 431). Vol. 2. Springer, 2025. P. 27-37.

Препринт
DAREL: Data Reduction with Losses for Training Acceleration of Real and Hypercomplex Neural Networks

Demidovskij A., Трутнев А. И., Тугарев А. М. et al.

NeurIPS 2023 Workshop. ZmuLcqwzkl. OpenReview, 2023

Контакты

603093 Н.Новгород,ул. Родионова, 136

603095 Н.Новгород,ул. Львовская, 1В

603155 Н.Новгород,ул. Б.Печерская, д.25/12

Проектный семинар

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель

Полетаева Татьяна Александровна

Полетаева Татьяна Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Одним из распространенных методов передачи информации является концептуальное моделирование. Концептуальные модели часто используются для работы с информацией на предприятиях, например, в рамках распространенного похода Domain Driven Design. Курс позволяет узнать особенности и отличительные свойства концептуальных моделей, научиться выявлять ошибки и неточности моделей, а также познакомиться с различными языками моделирования организаций, научиться видеть особенности и эффективно использовать языки моделирования. Курс предполагает совместную разработку карты языков моделирования организаций и рекомендаций, позволяющих выбрать язык моделирования, наиболее подходящий для решения конкретной задачи. Во время семинарских занятий обсуждаются результаты и проблемы применения изученных подходов концептуального моделирования при самостоятельной работе в группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить учащихся с теоретическими положениями, лежащими в основе концептуального моделирования
  • Подготовить учащихся к анализу концептуальных моделей организаций, выявлению их ошибок и недостатков
  • Развить аналитический поход к выбору методов моделирования организаций
  • Ознакомить учащихся с набором современных средств и методов моделирования организаций
  • Научить понимать и создавать модели организаций
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулировать основные принципы и правила концептуального моделирования организаций
  • Интерпретировать модели организаций, переформулировать диаграммные представления в текстовые описания
  • Анализировать модели организаций: выявлять недостатки и ошибки
  • Аргументировать необходимость/правомерность использования того или иного языка/метода моделирования для решения поставленной задачи
  • Применять изученные методы моделирования для решения практических задач концептуального моделирования организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в концептуальное моделирование организаций
    Анализ понятий "модель", "концепт", "онтология", "онтологическая концептуальная модель". Изучение необходимости и проблем концептуального моделирования организаций на примерах.
  • Основы концептуального моделирования: определение типов и идентификация объектов
    Изучение базовых понятий концептуальных моделей. Применение изученных понятий для интерпретации моделей организаций.
  • Изучение особенностей моделирования свойств объектов. Особенности моделирования непостоянных свойств: фазы и роли.
    Обоснование необходимости моделирования свойств объектов. Обсуждение проблем выражения свойств объектов в описаниях организаций.
  • Особенности моделирования отношений объектов.
    Обсуждение подходов к моделированию отношений объектов и сопутствующих проблем. Изучение базовых шаблонов моделирования отношений в организациях.
  • Cоставление карты языков моделирования организаций
    Знакомство с разнообразием методов и языков моделирования организаций. Анализ языков моделирования в применение к проблемам моделирования организаций. Составление карты языков моделирования, позволяющей выбирать наиболее подходящий язык для поставленной задачи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторная работа
    Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, в группах по 4-5 человек. Результатом работы является обзор и анализ материалов по заданной теме, интерпретация и/или разработка части концептуальной модели в применение к определенной задаче моделирования. Результаты работы высылаются в электронной форме в формате MS Word и частично представляются остальным учащимся во время семинарских занятий. Срок выполнения лабораторных работ - от момента выдачи задания на текущем занятии до даты следующего семинара.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольные работы выполняются индивидуально в письменной форме во время семинарских занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформе Zoom. Подключиться к конференции Zoom: https://us04web.zoom.us/j/7831803414?pwd=Tk9vSzBweHl6VVFNS1hINHEvNjFtZz09 (Идентификатор конференции: 783 180 3414 Пароль: 8mLFyn ). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.4 * Лабораторная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dietz, J. L. G. (2006). Enterprise Ontology : Theory and Methodology. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=161605

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зараменских Е. П., Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю. ; Под ред. Зараменских Е.П. - АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-06712-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhitektura-predpriyatiya-441150