Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

603093 Н.Новгород,ул. Родионова, 136

603095 Н.Новгород,ул. Львовская, 1В

603155 Н.Новгород,ул. Б.Печерская, д.25/12

Статья
SensorDBSCAN: Semi-Supervised Active Learning Powered Method for Anomaly Detection and Diagnosis

Ivanov P., Shtark M., Kozhevnikov A. et al.

IEEE Access. 2025. Vol. 13. P. 25186-25197.

Глава в книге
Elements of Sustainable Enterprise Architecture for the Energy Sector Business Modeling

Malyzhenkov P. V., Rossi F., Masi M.

In bk.: Information Systems for Intelligent Systems. Proceedings of ISBM 2024, Volume 2. (SIST, volume 431). Vol. 2. Springer, 2025. P. 27-37.

Препринт
DAREL: Data Reduction with Losses for Training Acceleration of Real and Hypercomplex Neural Networks

Demidovskij A., Трутнев А. И., Тугарев А. М. et al.

NeurIPS 2023 Workshop. ZmuLcqwzkl. OpenReview, 2023

Контакты

603093 Н.Новгород,ул. Родионова, 136

603095 Н.Новгород,ул. Львовская, 1В

603155 Н.Новгород,ул. Б.Печерская, д.25/12

Математика и Python для анализа данных

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина Математика и Python для анализа данных/Math and Python for Data Analysis относится к циклу дисциплин по выбору (читается в рамках трека E-health). Изучается на 1-м курсе магистратуры в 4 модуле. Изучение дисциплины «Машинное обучение» базируется на следующих дисциплинах: программирование, управление данными, теоретические основы информатики. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями: иметь навыки работы на персональном компьютере; иметь базовые навыки программирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения данной дисциплины является формирование у студентов представления об основных принципах обучения с учителем и без учителя. А также умение применять алгоритмы машинного обучения на практике для задач в области медицины. Например, по МРТ снимкам определить есть ли у пациента опухоль или нет (задача бинарной классификации), предсказать число заболевших COVID-19 на основе имеющихся данных (задача прогнозирования временных рядов).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Интерпретировать виды нейронных сетей (сверточные, рекуррентные, глубокие), возможность изменения параметров сети (число слоев, число нейронов). Применять нейронные сети для решения практических задач.
  • Интерпретировать задачи машинного обучения, основные принципы обучения с учителем/без учителя.
  • Применять различные виды классификаторов для решения практических задач. Объяснять необходимость применения кросс-валидации.
  • Сравнивать задачи классификации и задачи регрессии. Иллюстрировать задачи классификации (бинарной и множественной). Сравнивать наиболее известные классификаторы (логистическая регрессия, деревья решений, случайный лес, метод опорных векторов).
  • интерпретировать алгоритмы машинного обучения (с учителем, без учителя)
  • уметь интерпретировать задачу линейной регрессии и метрики качества
  • уметь интерпретировать задачу линейной регрессии с многими переменными. Применять полученные знания на практике.
  • интерпретировать задачи классификации (бинарная, множественная) и метрики качества для задач классификации
  • Интерпретировать нейронные сети, уметь применять на практике нейронные сети из библиотеки Keras
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обзор основных алгоритмов машинного обучения, которые могут применяться в медицине. Задачи машинного обучения (регрессия, классификация, кластеризация).
  • Обзор открытых наборов данных для машинного обучения в здравоохранении. Задача классификации. Бинарный классификатор. Регуляризация.
  • Понятие объяснимого ИИ в здравоохранении, его принципы. Виды классификаторов. Кросс валидация.
  • Нейронные сети.
  • Обзор основных алгоритмов машинного обучения. Задача линейной регрессии.
  • Задача линейной регрессии с многими переменными. Регуляризация.
  • Задача бинарной классификации. Метрики качества.
  • Нейронные сети
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторные работы
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Презентация + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Лабораторные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Iba, H. (2018). Evolutionary Approach to Machine Learning and Deep Neural Networks : Neuro-Evolution and Gene Regulatory Networks. Singapore: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1833749

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Goldberg, Y. (2017). Neural Network Methods in Natural Language Processing. [San Rafael, California]: Morgan & Claypool Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1506512
  • Mohammed, M., Khan, M. B., & Bashier, E. B. M. (2017). Machine Learning : Algorithms and Applications. Boca Raton: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1293656
  • Рашка, С. Python и машинное обучение: крайне необходимое пособие по новейшей предсказательной аналитике, обязательное для более глубокого понимания методологии машинного обучения : руководство / С. Рашка , перевод с английского А. В. Логунова. — Москва : ДМК Пресс, 2017. — 418 с. — ISBN 978-5-97060-409-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100905 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Савченко Людмила Васильевна