• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология в ИТ

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (Нижний Новгород)
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Психология в ИТ» является формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы в области ИТ. Студенты ознакомятся с общими психологическими закономерностями познавательной деятельности и общения, сформируют базу для практического применения приобретенных знаний, умений, навыков и компетенций в профессиональной практике и деловом общении в сфере информационных технологий. При изучении дисциплины студенты также смогут лучше узнать себя и научиться эффективно взаимодействовать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы представлений об особенностях взаимосвязи становления и развития личности и социальной группы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками анализа личностных, групповых и межгрупповых проблем и может использовать данные анализа для формирования рабочих групп и учета лидерского потенциала сотрудников
  • Умеет выстраивать программу индивидуального саморазвития, совершенствования личностных и профессионально важных качеств
  • Умеет анализировать особенности социальной группы, индивидуально-психологические качества членов группы и выстраивать основы управления группой
  • Владеет знаниями об особенностях группового и индивидуального решения в профессиональном коллективе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в социальном мире
    Место психологии в системе научного знания. Специфика психологического подхода к изучению реальности. Социальный контекст.
  • Общение, социальное познание.
    Понятие общения. Особенности общения в современном мире и ИТ. Воздействие в процессе общения. Понятие эффективного и профессионального слушания. Содержание, цели и средства общения. ИТ как средство общения людей в современном мире. Формы, функции, виды и уровни общения.
  • Основные аспекты коммуникативного процесса
    Изменение информации в процессе коммуникации. Коммуникативная дуга как этапы движения информации от реципиента к коммуникатору. Обратная связь Функции и типы обратной связи в коммуникации. Правила эффективной обратной связи для реципиента и коммуникатора. Коммуникативные барьеры и их типы. Система невербальной коммуникации по В.А. Лабунской.
  • Взаимодействие как общение
    Сущность интеракции. Теории интеракции. Проблема совместимости в общении в сфере ИТ. Стратегии взаимодействия личности и их связь с ценностями личности.
  • Конфликт и управление им.
    Основные типологии конфликта. Современное понимание конфликта. Конструктивные и деструктивные последствия конфликта. Стратегии конфликта. Методы разрешения конфликтов.
  • Социальная перцепция как общение
    Сущность социальной перцепции. Структура перцептивного акта. Идентификация и эмпатия как механизмы социальной перцепции. Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции. Аттракция как механизм социальной перцепции. Социальная рефлексия как механизм социальной перцепции. Имидж личности. Эффекты социальной перцепции.
  • Социальные роли
    Понятие социальной роли и социальной функции. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. Влияние социальной роли на развитие личности. Освоение социальной роли. Понятие гендерной роли. Влияние культуры на гендерные роли.
  • Социально-психологические качества
    Ответственность личности. Концепция локуса контроля. Понятие хорошего интернального контроля.
  • Саморегуляция личности и профессиональное выгорание в сфере
    Возможности управления человеком своим состоянием и поступками. Самоконтроль, самоанализ, самооценка, самовнушение, самодисциплина. Проблема профессионального выгорания. Саморегуляция как способ снижения утомляемости, напряжения, изменения мотивов деятельности и т д. Саморегуляция как метод профилактики профессионального выгорания
  • Особенности социализации личности в современном мире с использованием
    Понятие социализации и черты современной социализации человека. Теории и агенты социализации. Механизмы социализации личности. ИТ как средство социализации личности в современном мире.
  • Социальная группа
    Понятие социальной группы и ее типологии. Малая группа: основные параметры и структуры. Внутригрупповые коммуникации. Большие социальные группы. Особенности изучения большой социальной группы. Понятие и общие признаки большой социальной группы. Групповое сознание и заражение, внушение, подражание как способы воздействия в стихийных группах.
  • Динамика социальной группы
    Динамические процессы в социальной группе. Проблема развития. Модели развития групп. Идея коллектива А.С.Макаренко. Стадии развития коллектива, по А.С.Макаренко.
  • Лидерство в группе
    Лидерство и руководство как динамические процессы в группе. Сходство и различие понятий лидерства и руководства. Авторитет, виды авторитета. Социологические теории лидерства. Психологические теории лидерства.
  • Феномен группового давления
    Понятие конформности. Исследования конформности С. Аша, М. Шерифа, С. Милграма. Факторы, способствующие социальному конформизму. Факторы, способствующие сопротивлению групповому давлению и учет этих факторов в ИТ. Особенности влияния меньшинства на большинство. Нормативное и информационное влияние в группе.
  • Принятие решений в группах
    Особенности принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Принятие решений в группе. Плюсы и минусы группового принятия решения. Социально-психологический климат группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ефимова Н. С., Литвинова А. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 442с. - ISBN: 978-5-9916-2807-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-425183
  • Сарычев С. В., Чернышова О. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 74с. - ISBN: 978-5-534-09721-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-praktikum-445390

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0249-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/410246