• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему и как учат профессора вуза?

Подготовительные курсы в Высшей школе экономики принципиально отличаются и от школьных уроков, и от традиционных занятий с репетитором. Чему и как учат профессора вуза? Подготовительные курсы по литературе представляет Мария Марковна Гельфонд, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации, академический руководитель программы «Филология», член жюри Всероссийской олимпиады по литературе
Гельфонд Мария Марковна

кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации, академический руководитель программы «Филология», член жюри Всероссийской олимпиады по литературе

На что делается основной упор на подготовительных курсах по литературе?

Во-первых, на теорию литературы, которая, к сожалению, практически не входит в школьную программу и чаще всего рассматривается на школьных уроках на уровне словаря терминов. Мы же начинаем работу с большого блока, посвященного теории литературы – и это позволяет структурировать все знания, полученные школьниками, уже на другом уровне. Во-вторых, у нас на курсах  все произведения рассматриваются во взаимосвязи с историей, культурой, общим контекстом. И самый важный момент – мы стараемся прийти к тому, что литература  - это   широкое поле для диалога.

Пригодятся ли школьникам эти знания во время сдачи ЕГЭ?

Несомненно. Большой блок части В проверяет как раз знание теории, в части С также проверяется умение правильно употребить те или иные термины. Восемь первичных баллов можно получить за знание литературного контекста, понимание взаимосвязи одного произведения с другими. Кроме того, ребята постоянно выполняют письменные задания, которые я оцениваю в формате ЕГЭ. Так что, на мой взгляд, в плане успешной сдачи ЕГЭ курсы себя вполне окупают.

Как вам удается за то количество часов, которое отводится на подготовительные курсы, дать ребятам столь объемный массив знаний?

Мне кажется, что надо не жаловаться на малое количество часов, а просто работать в предлагаемых условиях. Выиграть время можно разными способами: где-то за счет уплотнения информации, где-то за счет рассылок, в которых я  прошу прочитать тот или иной материал до начала занятий, где-то за счет использования презентаций, в которых дается информация в максимально сжатом виде. Благодаря этим методам у нас выстраивается система лекционно-семинарских занятий, примерно две трети которого занимают лекции (но обязательно с элементами диалога!), а треть -  семинарские занятия, на которых обсуждается изученный материал.

Какие занятия по литературе, на Ваш взгляд, наиболее эффективны: индивидуальные или в группах?

Думаю, что в группах, потому что школьнику, который занимается один на один с преподавателем,  кажется, что он сделал очень большой шаг по сравнению с собой и с тем, что знал в школе в прошлом году. И, конечно, школьник вполне доволен этим результатом. А когда ученик постоянно сравнивает себя с другими, он начинает понимать, что можно подумать так, а можно совсем иначе, увидеть проблему под другим углом зрения, он понимает, что в литературе нет готовых ответов, что это полифоническое знание.

Какие цели Вы ставите перед собой, начиная занятия на подготовительных курсах?

Я рассматриваю это как некое посвящение в профессию. И в этом смысле мне даже не очень важно, чем будут в дальнейшем заниматься мои абитуриенты. Мне кажется, что важно разбудить интерес к предмету, выработать какие-то серьезные читательские навыки, показать, как можно работать с литературным произведением, думать о нем, вступать с ним в диалог. А сдача ЕГЭ на высокий уровень – это такой приятный побочный результат. Я все время говорю школьникам, что мы с вами ориентируемся на ту систему ценностей, в которой нет баллов, но если вы как результат получите 100 баллов, то это будет приятно. И что радует - каждый год находится один-два человека из группы, которые эти 100 баллов получают, и человека три, которые сдают выше, чем на 90.

О чем беседуете с учениками помимо литературы?

У нас занятия проходят в Австрийской библиотеке, которая состоит из двух частей. В одной мы занимаемся, а в другой  пьем чай (и тут к нам в гости часто приходят студенты). И в ходе этого 10-минутного чаепития можно говорить обо всем. Можно читать стихи свои и чужие, можно обсуждать книги, которые стоят далеко вне программы, можно обсуждать, что купить на чудом доставшийся сертификат в «Дирижабль». Ограничений в темах два: мы не обсуждаем ничью личную жизнь,  и мы не говорим о политике -  потому что здесь мы говорим о литературе.


На сайте открыта регистрация на подготовительные курсы и уже сейчас можно заключить договор. Если вы заключаете его до 15 сентября, то получаете скидку 5%. Вообще список скидок достаточно разнообразен и не зависит от выбранной программы, будь то подготовка школьника девятого, десятого, одиннадцатого класса или подготовка к олимпиадам школьников.