• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как школьнику написать научно-исследовательскую работу по математике

Не секрет, что в современном мире математики занимают самые наукоёмкие позиции в IT-компаниях, банковской сфере, управленческих структурах и многих других областях... И начать свой путь к карьерным высотам современные школьники могут уже сейчас, написав исследовательскую или проектную работу!

Проявить себя, влиться в академическую среду, получить преимущества при поступлении в университет - отличные возможности, которые обеспечивает активное участие в олимпиадах и конкурсах. 
В последнее время стали особенно популярны и интересны университетам (а также и будущим работодателям!) конкурсы проектов и исследований. Причины неудивительны: участие в таких соревнованиях предполагает наличие важных качеств и навыков - ответственности, трудолюбия, умения планировать свое время и доводить дело до конца.

С чего же начинается работа над проектом или исследованием?
(С регистрации на конкурс "Высший пилотаж", конечно!)

ШАГ 0. Выбор темы


Как театр начинается с вешалки, так и научная работа начинается с выбора темы и постановки задачи для будущего исследования. Однако, для юных математиков – первый шаг может стать одним из самых трудных. 
Именно поэтому, мы советуем ребятам начать свой путь в науку, не столько с выбора темы исследования, сколько с выбора и знакомства с научным руководителем. 

ШАГ 1. Научный руководитель


Ученые международной лаборатории Топологических методов в динамике и преподаватели кафедры фундаментальной математики работают со школьниками, участвующими в  региональном конкурсе НИР «Высший пилотаж», НОУ "Эврика".

Каждый из них прекрасно ориентируется в современных математических теориях, имеет за плечами колоссальный опыт научно-исследовательской деятельности и неоднократно выступал в качестве наставника как для школьников, так и для студентов-математиков. 

Кроме того, наши преподаватели «горят» любовью к своему предмету и заинтересованы в том, чтобы растить молодых ученых еще со школьной скамьи. 

Благодаря своим знаниям и опыту преподаватели смогут подобрать каждому школьнику тему, способную раскрыть индивидуальные способности, заинтересовать и увлечь ученика. 

ШАГ 2. И снова, тема работы


Особенно удачными получаются исследования выполненные на стыке нескольких областей знаний. Когда математические методы позволяют описывать биологические закономерности, движение волн в океане или экономическую ситуацию в стране. 

Например, студентка 1 курса ОП «Математика» Ксения Драгунова, занявшая 1 место в городском конкурсе НИР так описала свое исследование: «В своей работе я исследовала увеличение численности популяции животных: популяция размножается хаотически или же по определенным законам? Исследование позволило сделать вывод, что размножение популяций можно определять по определенной математической модели. В процессе исследования я применяла знания как из биологии, так и из математики, результат получился хороший!» 

ШАГ 3. Проект или исследование? 


Зачастую, слова научно-исследовательская работа и проект кажутся ребятам синонимами. И отчасти они правы. Работая над проектом, мы можем проводить некое исследование, и наоборот, полученные в результате исследования результаты оформить и представить в виде готового проекта. Как часть и целое – эти два понятия неразрывно связаны между собой. 

Давайте остановимся на отличиях исследовательской и проектной работы. При работе над проектом, вы ставите перед собой вопрос: «Смогу ли я реализовать то, что придумал и хочу сделать?». При исследовательской деятельности: «Смогу ли я доказать то, что открыл или обнаружил?». 

Так, в математике чаще всего проводятся теоретические исследования, открываются новые законы, доказываются теоремы. Выявление новых закономерностей и принципов – есть научное исследование. Кроме того, вы можете применить полученные знания, проверить их реализацию на конкретных примерах или в частных случаях и основываясь на этих результатах написать проектную работу. Т.е. чем выше практическая направленность работы, тем ближе она к проекту. 

ШАГ 4. Пишем работу


Невозможно переоценить важность научного руководителя на каждом этапе выполнения работы: от выбора темы и постановки задачи, до подготовки презентации и подведения итогов. 
Именно научный руководитель направляет все действия и мысли в нужное русло, подсказывает куда двигаться дальше, когда вы «зашли в тупик». 

ШАГ 5. Защита 


Вы можете отлично ориентироваться в теме, потому что потратили достаточно много времени на подготовку, но без умения рассказать с воодушевлением, весь интерес жюри к вашей работе пройдет. Будет здорово, если за время работы над проектом или исследованием, вы научитесь гордиться результатами, которых добились. Тогда вам будет гораздо проще убедить жюри в их важности и значимости.