Грамотность чтения (‘Reading’)
Программа повышения квалификации
Кому подходит программа:
учителям русского языка и литературы
Цель программы
Целью освоения дисциплины является овладение техникой чтения текстов разной степени сложности, формирование умений и навыков по активному осмыслению и использованию текстов в релевантном для человека контек-сте жизни, способности применять извлекаемую из текста информацию в активном участии в жизни общества ради достижения собственных целей.
В результате освоения дисциплины обучаемые должны:
- знать основные методы и процедуры смыслового анализа текста;
- уметь идентифицировать ключевые слова и высказывания текста как «вехи смысла», а по ним определять основную проблематику и авторский замысел (интенцию);
- уметь правильно идентифицировать проблему, требующую истолкования;
- уметь извлекать максимум текстовой и затекстовой информации на основании комплексного анализа используемых средств;
- уметь определить степень релевантности извлекаемой из текста информации;
- уметь сопоставить заключенную в тексте информацию со знаниями из других источников, в том числе из учебников по другим дисциплинам, в соответствии с требованиями междисциплинарного подхода к исследова-тельскому материалу;
- уметь распознавать форму материала, тип задания, ситуации и цели использования текста,
- уметь оценить заключенную в тексте информацию с точки зрения ценностных установок и приоритетов,
- уметь применять извлекаемые из текста знания для достижения собственных целей в разных жизненных ситуациях.
Содержание дисциплины
№ |
Название темы |
1 |
Техника чтения. Предпосылки и условия понимания. Сложности понимания.
|
2 |
Виды интерпретации: внутритекстовая – затекстовая, прозрачная – непрозрачная, описательная – продуктивная. Основные установки интерпретации: понимание (subtilitasintelligendi) – истолкование (subtilitas explicandi) – применение (subtilitas applicandi).
|
3 |
Круговая структура понимания. Герменевтический круг как процедура интерпретации. Правила построения круга |
4 |
Интерпретирующие возможности контекста. Виды контекста. |
5 |
От внутритекстового контекста к интертексту. Интертекст – интертекстуальность. Интертекстуальность как условие толкования текста |
6 |
Теория покрова в интерпретации высказываний и текстов. Теории двойного смысла. Смысл: телесный – духовный, явный – скрытый, поверхностный – глубинный, явный – очевидный.
|
7 |
Проблемные высказывания как объект интерпретации. |
8 |
Критерий релевантности
|
Скидки на обучение:
– 15 % для всех слушателей групповой заявки (не менее 15 чел.)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.