We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Компаративистика в лингвистике: от основ к деталям

О тонкостях филогенетического анализа, компьютерных инструментах в лингвистике и реконструкции древних языков: в Вышке с лекцией для студентов-лингвистов побывал Алексей Касьян – известный лингвист и старший научный сотрудник Института языкознания РАН, чье имя связано с несколькими интересными открытиями в области сравнительно-исторического языкознания.

Компаративистика в лингвистике: от основ к деталям

© Lenta.ru

Как филогенез может помочь лингвисту в исследованиях? И можно ли восстановить картину разветвления некогда единого индоевропейского языка? Ответы дает сравнительно-историческое языкознание – один из самых захватывающих и в то же время сложнейших разделов лингвистики.

В нижегородской Вышке побывал известный российский лингвист, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания РАН Алексей Касьян. Он прочитал вводную лекцию о сравнительно-историческом языкознании для студентов бакалаврской программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика», в которой ярко, интересно и просто рассказал о технике фонетической и семантической реконструкции древних языков и взаимодействии наук в сравнительно-историческом исследовании языков.   

 Мне, как первокурснице, которая только начала изучать лингвистику, лекция Алексея Сергеевича показалась сложной по содержанию, но при этом достаточно легкой для восприятия. Думаю, что большую роль в этом сыграли примеры, которые были приведены почти на все тезисы, а также простой стиль изложения материала и взаимодействие с аудиторией. Конечно, как и у многих моих однокурсников, у меня остался небольшой список тем, которые нужно изучить после лекции. Однако отрасль сравнительно-исторического языкознания после выступления Алексея Сергеевича стала для меня более осязаемой и понятной


Милана Шханукова

студентка программы "Фундаментальная и прикладная лингвистика"


"Лекция была построена по принципу «от основ к деталям», - поделилась впечатлениями Майя Артюх, студентка программы "Фундаментальная и прикладная лингвистика", - поэтому, даже когда лингвист посвящал нас в тонкости таких методов исследований, как тест Мантеля или классы алгоритмов филогенетического анализа, студенты, незнакомые с компаративистикой, смогли понять, о чём идёт речь. Наибольший интерес у меня вызвало сравнение родственных языков с помощью матричного метода. 

Хочу отметить, что почти физически ощутимая заинтересованность лингвиста в своей области исследований зарядила большинство присутствующих на лекции своего рода азартом, желанием проводить исследования в поисках истины именно в этой области, ведь сравнительно-историческое языкознание, несмотря на свою богатую историю, продолжает активно развиваться. Ещё Алексей Сергеевич вместе со своими учениками разработал новую схему для упрощения сравнения языков, относящихся к одной языковой семье. Это прекрасный пример того, как педагог со своими студентами применяет знания на практике. Хочу поблагодарить Алексея Сергеевича Касьяна за такую замечательную лекцию!"