7 секретов «Горя от ума», или Что от нас скрывают в школе?
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошла первая встреча клуба для старшеклассников «ФиЛин». Мария Марковна Гельфонд прочитала лекцию о секретах «Горя от ума», одного из самых изученных произведений школьной программы. Она показала школьникам другой опыт его прочтения, отличающийся от всем привычного.
5-ого октября стартовал новый сезон собраний клуба для старшеклассников «ФиЛин» («Филолог и лингвист»). Для нижегородских школьников это была их первая настоящая лекция в новом учебном году. Мария Марковна Гельфонд – академический руководитель образовательной программы «Филология» – поговорила с ребятами о секретах, которые можно найти в, казалось бы, одном их самых изученных произведений школьной программы. Она показала школьникам другой опыт прочтения «Горя от ума», который существенно отличался от его столетней концепции изучения в школах. Следование штампам и их разрушение - это всегда навязывание чужой позиции. На «ФиЛине» мы учимся применять метод филологического анализа close reading*, который позволяет самостоятельно дойти до решения загадки, а не искать готовый ответ в литературе.
На занятии мы смешивали французский язык с нижегородским, разбирали механизмы клеветы в литературе (кто нам врет?), пытались вспомнить персонажей с плохим чувством юмора (послушав Скалозуба, поняли, как не стоит шутить), а также узнали, что такое «женский режим» (термин Ю.Н. Тынянова) и как проявился матриархат в России.
После лекции ребята смогли задать свои вопросы и прояснить непонятные для них моменты.
Даниил Скарлухин, ученик школы № 15:
«Я ожидал, что это будет гораздо более широко и подробно, чем в школьной программе, что не будет больше ограничений по 45 минут от звонка до звонка и ни секундой больше, не будет заторможенности. Все мои ожидания оправдались».
Мария Ульянова, ученица лицея № 180:
«Мне, конечно, понравилось. Это было интересно и необычно. Действительно, «Горе от ума» изучается штампово, и, вроде, верится школьной версии, но вот чего-то не хватает, и ты понимаешь, что от тебя что-то явно скрывают…»
Во время встречи ребятам предложили чай со сладостями. В целом, мы попытались создать обстановку непринужденной дискуссии и одновременно научной беседы между преподавателями и студентами, которая так разнится со скучными уроками литературы в школе.
А в будущем нас ждет еще больше интересных лекций и лекторов. К примеру, через неделю школьников ожидает лекция по лингвистике. Ждем всех желающих присоединиться! Будет увлекательно!
*Close reading - в одном из переводов на русский «медленное чтение» - вдумчивое прочтение текста с поиском его текстологических вариантов, исторических реалий и временных контекстов, разъясняющих смысл написанного.
Сергей Фомичев. Грибоедов. Энциклопедия. СПб,. "Нестор-история", 2007
Arzamas. 7 секретов «Горя от ума»
Гельфонд Мария Марковна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент