Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дорога к Настоящим Корням на ФиЛине

В этот раз участники клуба «Филолог и Лингвист» вместе со студентками ОП «Лингвистика» совершили путешествие из языковой современности к корням: обратившись к историческому языкознанию, они разбирались с тем, на каком языке говорили славяне и как уловить следы древнерусского языка в современном русском.

Дорога к Настоящим Корням на ФиЛине

Студентки 4 курса ОП “Лингвистика” Белобородова Александра и Сафарян Анна предложили участникам ФиЛинам проследить исторический путь развития древнерусских корней от эпохи их складывания до присутствия их в измененном виде в словах современного русского языка. Начав с небольшого вступительного слова о различии старославянского и древнерусского языка и трех языковых подгруппах, составляющих славянские языки, в первой части занятия студентки рассказали об основных законах и явлениях в истории древнерусского языка: исчезнувших буквах старославянского алфавита и правилах их замещения в словах, законе открытого слога и редуцированных гласных. Погружение в особенности древнерусского языка приблизило и к основам группы индоевропейских языков вообще: участники клуба узнали, как могло выглядеть первое слово в индоевропейском языке, как в этом праязыке разграничивалось действие и имя, как произошла адаптация индоевропейских гласных в древнерусском.

Во второй части занятия ребята имели возможность применить полученные знания в решении заданий на чередование звуков, дифтонги и дифтонгические сочетания, неполногласия. Наблюдение за возникновением и развитием корней и связанных с ними смыслов не могло обойтись без попытки понимания картины мира наших предков. Отвечая на вопросы о том, от какого корня произошло слово «время», на что похож здоровый человек по мнению древних славян, чего хочет алчный человек и в чем счастье члена племени, слушатели и лекторы совместно попытались представить мир глазами древнего человека и поняли, как в его сознании соединялись начало и конец.