Гоголь: реформатор с огоньком
На последнем собрании клуба «ФиЛин» участники погрузились в полный скрытых значений и загадок мир «Мертвых душ». Ими было разобрано, как в череде имплицитных посланий можно прочитать авторские размышления о судьбе человека на фоне русской истории, а также узнать о его глобальных планах по реформации России.
Леонид Юрьевич Большухин, старший преподаватель ОП «Филология», рассказал участникам о некоторых деталях, которые можно найти в гоголевской поэме. Занятие началось с выяснения вопроса, значимого для творчества писателя: изображает ли Н.В. Гоголь действительность? Положительный ответ на этот вопрос, определивший восприятие творчества Н.В. Гоголя современниками, привел к распространенному до конца 19 века видения Н.В. Гоголя как писателя реалистического направления. Эта точка зрения, подхваченная критиками и исследователями, стала доминирующей – «Гоголь – писатель-реалист». Поворотным моментом в рецепции Гоголя было вскользь сделанное наблюдение В.В. Розанова о том, что у писателя ни в одном произведении нет живых персонажей, только восковые фигуры, которые не растут и не развиваются, и живут по законам, которые только похожи на реальность, но не являются ей.
Итоговым стало представление о Гоголевском мире как о мире, легко делимом на два полюса: «мир странных деталей», значимых внутри этого мира на одном полюсе и «потрясающая зоркость по отношению к внешнему миру» на другом.
Таким образом участникам удалось рассмотреть такие детали поэмы, как закладка на 14 странице в книге Манилова, мотив складывания разных вещей, отражение событий истории России в тексте поэмы и даже семантику цвета неба.
К концу занятия участники встречи попробовали предположить, что было бы если бы Н.В. Гоголь все-таки написал трехтомную поэму. Предположения получились, действительно, довольно интересными: если бы Гоголь написал все 3 тома, они должны были бы храниться в церкви (причем, имени Н.В. Гоголя) поскольку книга должна была стать «новым заветом»? отвечающим на вопрос «как надо жить человеку, России, всему человечеству?». На заседании лектору и слушателям также удалось поговорить и об универсалиях гоголевской поэмы и понять особенности их функционирования на примере помещика Ноздрева и помещицы Коробочки. Нам удалось выяснить, чем объясняется происхождение говорящей фамилии Коробочки. Универсальная черта Коробочки – тип сознания, который живет в раз и навсегда установленных границах, функционирует в строго ограниченном узусе действий и мыслей; превыше всего ставит она цену вещей, выгоду, которую из них можно извлечь. Ноздрев же, напротив, живет, не имея никаких границ: «То, что до того – то мое, а то, что после – то тоже мое». Все безгранично: зайцы ловятся руками, шарманка играет одну мелодию, потом переходит на вторую, потом снова на первую.
Прослушанная лекция стала ребятам мотивацией для полного переосмысления давно им известной и, кажется, хорошо изученной, поэмы.
Старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации