Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
В контексте происходящих в России социально-экономических изменений рассматривается отношение малых предпринимателей и общества, а также научные подходы к пониманию социальной ответственности, анализируются ее функции, задачи, уровни и типы, различия между корпоративной социальной ответственностью и социальной ответственностью бизнеса. Сравниваются социальные практики, принятые в разных странах мира, объясняется догоняющий характер формирования собственной модели социальной ответственности в России, формулируются характерные черты малого бизнеса как агента, способного решать социально-экономические проблемы общества и повышать уровень его благосостояния. Перечисляются субъективные факторы, влияющие на готовность к осуществлению социальной деятельности в малом предпринимательстве.
Авторы концентрируют внимание на теоретическом осмыслении результатов проведенных под их руководством социологических исследований трансформационных процессов современного российского общества в многомерном измерении: = патриотический подход к развитию социологии; = гуманитарная функция духовной природы труда; неформальные экономические связи; = новые виды занятости; = бедность в малых городах; = социальная ответственность бизнеса; финансовое поведение студенчества; = модели и контекст подготовки научных кадров; = проблемы дистанционного обучения; = взаимодействие между поколениями; = информационная безопасность детей; = жестокое обращение с детьми; = проблемы социальных отношений в связи с функционированием систем с искусственным интеллектом. Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам и широкому кругу читателей, интересующихся ролью социологии в оценке и анализе процессов современного общества.
Сборник компакт-кей сов по практикам менеджмента в россий ских компаниях создан преподава- телями Высшей школы бизнеса и ряда других подразделений НИУ ВШЭ и является результатом сов- местного проекта ВШБ с The Case Centre, одним из крупнейших мировых ресурсных центров учебных
бизнес-кейсов. Тематика кей сов в этом сборнике охватывает широкийспектр актуальных вопросов
менеджмента: стратегическое управление, бизнес-инновации, управление цепями поставок, управле- ние брендами, ESG и этика бизнеса, управление талантами, предпринимательство, а также особенно- сти ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.
Рекомендуется студентам, слушателям и преподавателям различных образовательных программ по менеджменту — от бакалавриата и магистратуры до МВА и программ развития руководителей.
. Около пяти месяцев в 2020 году семьи оставались дома. Детские учреждения продолжительное время были закрыты. Во время изоляции родители и старшие родственники в большей, чем обычно, мере были ответственны за организацию времяпрепровождения детей, обеспечивали не только психологический комфорт, но и в большой мере – выполнение образовательных и педагогических функций воспитания самостоятельно. Привычную для семей практику занятий с детьми, предшествующую карантину, мы можем отследить по данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики (RLMS-ВШЭ). На основании данных ВЦИОМ об изменениях внутрисемейных практик взаимодействия у взрослых россиян и данных поисковых запросов в системе Яндекс мы фиксируем активизацию практик развивающих занятий в семье в сферах творчества и обучения, физического воспитания во время самоизоляции.
Кейс разработан в партнерстве с директором по персоналу ООО «Посуда» — филиала многонациональной компании Paşabahçe, лидера в производстве стеклянной посуды в России. В кейсе затрагиваются вопросы организационной культуры и организационных изменений, которые являются неизменными условиями успешной адаптации современного бизнеса к быстро меняющейся среде. Эксперты утверждают, что около 70% всех организационных изменений терпят неудачу. При этом в кейсе раскрывается, что эти неудачи объясняются не только низким уровнем планирования и проблемами с внедрением изменений, но и человеческими ошибками, поскольку менталитет и поведение сотрудников организации изменить сложнее, чем технологии, оборудование или организационную структуру. В кейсе описывается довольно сложный случай, требующий осуществления организационных изменений — культура безопасности на производстве ООО «Посуда», филиале компании Paşabahçe-Russia. Кейс предназначен как для студентов, так и для магистрантов, изучающих менеджмент и может быть использован в курсах по организационным изменениям, управлению человеческими ресурсами и организационному поведению. Кейс также может быть интересен международной аудитории, поскольку раскрывает различия в корпоративной культуре штаб-квартиры и иностранных филиалов.
Представлены результаты исследования, посвященного восприятию женщинами условий вынужденной домашней самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19. Основной гипотезой исследования явилось предположение о том, что ситуация самоизоляции затронула ключевые стороны жизненного уклада российских женщин и их семей, и влияние это имело преимущественно негативный характер. Результаты исследования продемонстрировали противоречивость и неоднозначность восприятия женщинами сложившейся ситуации: с одной стороны – общие тревожные настроения, опасения за будущее семьи и экономики страны в целом, жалобы на материальные трудности, трудности в новых условиях труда и быта, осложнения в семейных отношениях, с другой стороны – российские женщины проявили терпимость в отношении временных сложностей, нового формата удаленной работы, ответственно отнеслись к соблюдению режима самоизоляции. Но, несмотря на некоторую долю оптимизма в ответах респонденток, более половины опрошенных в целом демонстрируют негативные и пессимистические настроения.
Конспирологическое мышление имеет значительное число негативных эффектов: снижает политическое участие и доверие к науке, ухудшает отношение к правительству, препятствует благоприятному и безопасному для здоровья поведению и т.д. Особенно остро проблема распространения теорий заговора встала в контексте пандемии COVID-19. По этой причине важно понимать, кто именно оказывается наиболее подвержен воздействию подобного контента.
В данном исследовании на материалах трех стран — России, Казахстана и Украины — проанализированы факторы, влияющие на склонность к конспирологическому мышлению. Сбор данных проводился методом опроса пользователей социальных сетей Facebook и «ВКонтакте» в период с 13 апреля по 19 мая 2020 г. Сделан вывод, что наиболее подвержены теориям заговора люди с низкими уровнями образования, генерализированного доверия и одобрения действующей власти. Кроме того, большую предрасположенность к конспирологическому мышлению продемонстрировали более старшие респонденты. Влияние пола значимо в Украине и Казахстане: в этих странах мужчины менее подвержены теориям заговора. Интересно, что конспирологические убеждения более характерны для людей, получающих информацию преимущественно по телевидению; влияние потребления новостей из блогов и агрегаторов оказалось обратным.
Благодарность. Статья приготовлена при поддержке Российского научного фонда (РНФ), грант № 19-18-00206.
Культурные ресурсы территории могут стать неисчерпаемым источником для стратегии развития территории. Его сохранение, развитие и использование для городов обладает своими особенностями. В статье приводятся результаты анализа кейсов сети креативных городов Юнеско: принципы и составляющие развития городов через культурную и творческую составляющую.
В монографии представлены теоретические и методологические аспекты организации корпоративных систем дистанционного обучения. Показаны исторические предпосылки возникновения систем корпоративного обучения, проанализированы особенности дистанционного обучения в России и за рубежом. Приводится перечень основных электронных образовательных платформ, проведен их сравнительный анализ. Сформированы аналитические основы применения таких систем обучения в организациях.
Представляет интерес для социологов, экономистов и всех интересующихся вопросами корпоративного онлайн-обучения.
В монографии представлено сравнение обеспеченности ресурсами российских работающих мужчин и женщин на основе анализа данных RLMS-HSE 27-й волны. Рассмотрены квалификационный, информационноинновационный, экономический и социальный ресурсы, ресурс здоровья и временной ресурс. Сделаны выводы о том, что женщины опережают мужчин по уровню квалификационного и информационно-инновационного ресурсов, примерно на одинаковом уровне у обоих полов определяется социальный ресурс, однако, сложно сделать однозначный вывод о гендерном превосходстве в обладании ресурсом здоровья и временным ресурсом. При этом мужчины обладают более высоким уровнем экономического (материального) ресурса, что отвечает и общемировым тенденциям. Представляет интерес для социологов, экономистов и всех, интересующихся вопросами ресурсообеспеченности населения и гендерного неравенства.
Главы монографии авторского коллектива посвящены актуальным социально-экономическим и юридическим проблемам, возникающим в условиях пандемии COVID-19 в России.
Книга представляет интерес для экономистов и социологов, преподавателей, студентов и аспирантов.
Сборник компакт-кей сов по практикам менеджмента в россий ских компаниях создан преподава- телями Высшей школы бизнеса и ряда других подразделений НИУ ВШЭ и является результатом сов- местного проекта ВШБ с The Case Centre, одним из крупнейших мировых ресурсных центров учебных
бизнес-кейсов. Тематика кей сов в этом сборнике охватывает широкийспектр актуальных вопросов
менеджмента: стратегическое управление, бизнес-инновации, управление цепями поставок, управле- ние брендами, ESG и этика бизнеса, управление талантами, предпринимательство, а также особенно- сти ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.
Рекомендуется студентам, слушателям и преподавателям различных образовательных программ по менеджменту — от бакалавриата и магистратуры до МВА и программ развития руководителей.
Рассмотрены проблемы трудоустройства лиц старшего возраста как одной из самых острых на рынке труда. Описан ряд механизмов, объясняющих возникновение возрастных стереотипов и дискриминации по возрасту в областях найма, обучения и аттестации персонала, рекомендован ряд направлений для будущих исследований.
Цель данной работы - сравнение ресурсообеспеченности российских работающих мужчин и женщин на основе данных 27 волны RLMS (2018 год). После отбора работающих респондентов общий объем выборки составил 4910 человек. По полу распределение равномерное. На основании ряда индикаторов были оценены квалификационный, информационно-инновационный, социальный, экономический ресурс, ресурс здоровья и временной ресурс мужчин и женщин. В результате удалось установить, что женщины опережают мужчин по уровню квалификационного и информационно-инновационного ресурсов, примерно на одинаковом уровне у обоих полов определяется социальный ресурс, однако, сложно сделать однозначный вывод о гендерном превосходстве в обладании ресурсом здоровья и временным ресурсом. При этом мужчины обладают более высоким уровнем экономического (материального) ресурса, что отвечает и общемировым тенденциям.
В последнее время представителям малого бизнеса непросто вести предпринимательскую деятельность в соответствии с принципами социальной ответственности и устойчивого развития. В России малое предпринимательство, хотя и не оказывает существенного влияния на экономические процессы во всем обществе, но путем создания рабочих мест выполняет социально значимые функции и является, например, для жителей небольших населенных пунктов одним из немногих способов жизнеобеспечения. Цель данной статьи – исследовать отношение предпринимателей Нижегородского региона, занятых в сфере малого бизнеса, к ответственности перед обществом. В основе исследования лежит предположение о том, в Нижегородском регионе на отношение представителей мелкого бизнеса к социальным обязательствам перед обществом оказывает влияние место ведения бизнеса (город или район области), а также сфера деятельности предприятия (услуги, торговля, производство или строительство). Основой метод исследования – анкетный опрос (25 вопросов) предпринимателей малого бизнеса (N=394) Нижегородского региона. В ходе исследования было оценено социальное самочувствие бизнесменов Нижегородского региона; определено их отношение к предпринимательской деятельности; в категориях «финансовые обязательства» и «социальная ответственность» описаны различия в восприятии бизнесменами их социальных функций. Сделаны выводы о различиях в менталитете бизнесменов, работающих в областном центре и области, с точки зрения понимания ими своих социальных обязательств. Установлено, что наибольшую социальную ответственность готовы проявлять бизнесмены, занятые в сфере производства, наименьшую – осуществляющие торговую деятельность. Результаты исследования могут быть полезны при разработке программ, направленных на повышение социальной активности малых предприятий.