• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Окна в Россию. Шедевры семи поколений.

13 сентября студенты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород отправились знакомиться с  выставкой «Окна в Россию. Шедевры семи поколений»  – более 50 произведений из собрания Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства. Экспозиция открылась в Нижегородском Государственном музее.

 

Вышкинцы смогли не только увидеть сокровища национальной галереи, но и поближе познакомиться с традициями русского быта, ощутили его философию, а также вспомнили богатейшую историю страны, которая была заложена художниками в свои работы.

Студенты познакомились с такими шедеврами как «Окно» Юрия Пименова, «На балконе» Александра Дейнеки, «Утро» Татьяны Яблонской, «В поезде» Александра Лабаса. Кроме того, ребята увидели полотна из собрания института русского реалистического искусства (ИРРИ), созданные Сергеем Герасимовым, Виктором Попковым, братьями Ткачевыми, Георгием Савицким и другими.

Большое впечатление среди экспонатов оказали картина «Цветы и солнце» Игоря Обросова, выполненная в духе сюрреализма, и всем известное произведение «Утро» Татьяны Яблонской, которое все видели в детстве в учебнике по русскому языку и писали по нему сочинение. Это полотно подарило уникальный заряд бодрости и хорошего настроения.

Еще одна примечательная работа галереи – «На балконе» Александра Дейнеки 1931 года. По словам экскурсовода музея, считается, что данная картина в профессиональном художническом смысле выполнена достаточно просто: отсутствует какая-либо «уравновешенность», стабильность и сложность мазков. Тем не менее, многие критики русского искусства называли данную картину гениальной. Действительно, то ли по причине этой самой простоты и динамики, когда кажется, что движущаяся обнаженная девушка буквально выпрыгнет из картины, то ли ввиду некой эмоциональной композиционности, нельзя с ними не согласиться. Не зря говорят, что шедевр – это когда при минимуме затраченных средств получается максимум выразительности.

Другая интересная картина «Новый дом» Новикова, написанная в 1961 году. Работа выполнена в духе русского реалистического искусства, она показывает, что, несмотря на грандиозные стройки хрущевской России 60-х годов, начинает звучать и мотив «своего уголка». На переднем плане изображена женщина с ребёнком и мужчина – плотник. На взгляд современных критиков, художник закладывает в философию картины мотив Иисуса Христа, бывший запрещенным к выражению в советское время. В данном случае можно говорить об архетипическом значении религии в этой работе, поскольку историки утверждают о том, что сам художник Новиков был нерелигиозных человеком, хотя и вложил в дух полотна отнюдь не атеистический смысл.

Наконец, нельзя не упомянуть еще одну талантливо написанную картину – «Прощание» Юрия Кугача. Автор пишет указанную картину в возрасте 85 лет и закладывает в её основу определенный культурный код – изображены три человека, повернутые спинами к зрителю, – мать, ребёнок и уходящий мужчина. Говорят, что часто иностранцы спрашивают, а куда, собственно, направляется мужчина, однако для русских людей этот вопрос не стоит в принципе. Действительно, недосказанность картины прочитывается автоматически. И пустая изба, и «бог», который живёт по углам в каждом доме в «антирелигиозном» СССР, и грусть, раскрывающаяся в полутонах мазков художника, говорят о единственном направлении мужчины – война.

Эта экспозиция дала возможность заглянуть в историю России 20 века, узнать, как менялась наша страна в течение почти 200 лет на примере известных полотен классиков и понять скрытый смысл каждого из произведений.

Уникальные холсты, их магическое воздействие, даже некий гипноз, создающий ощущение прикосновения к вечности и иллюзию погружения в далекое прошлое, сумели удивить нижегородских студентов.

Студенты нижегородского кампуса Высшей школы экономики выражают благодарность Нижегородскому государственному художественному музею и их партнерам: компании «Ингосстрах», Государственной Третьяковской галерее, Институту русского реалистического искусства (ИРРИ) за возможность прикоснуться к прекрасному. 


  

Мария Кудряшова
Юрий Зеркаль
Фото: Дарья Рева