• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Живое и доброе городецкое искусство

Творческая встреча с городецкими мастерами состоялось в рамках просветительского проекта НИУ ВШЭ - Нижний Новгород «Культурная среда» и собрала немало желающих приобщиться к искусству народных промыслов.

На встречу с нижегородцами пришли два талантливых мастера:  ведущий художник экспериментальной лаборатории ЗАО «Городецкая роспись», член Союза художников России Елена Староверова и резчик по дереву Сергей Соколов.

Директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Валерий Зусман:

«Городецкое искусство – живое и доброе. Я сегодня услышал, что Елена Николаевна покрывает свои работы воском, а не лаком, чтобы дерево дышало. Когда я смотрю на волков и львов Сергея Федоровича, я вижу их доброту. И думаю, то ли я ошибся и ничего не понимаю в фауне, то ли это волки и львы какие-то особенные, но они неизменно дружественные. Лучше узнать Городец, чем мы сможем сегодня, пусть за какой-то краткий миг, за эту встречу с замечательными мастерами – невозможно».

Удивительный мир городецкой росписи Елена открыла для себя в зрелом возрасте. Сейчас её расписные шкатулки, сундуки, панно, доски и игрушки находятся в частных коллекциях России, Америки, Франции, Германии, Италии, Канады, представлены в экспозициях Нижнего Новгорода, Троице-Сергиевой лавры, Городца, Большого Болдина, Праги. Художница рассказала об истории промысла, которая насчитывает более 150 лет, о традиционных темах городецкой росписи – чаепитии, катании на лошадях, декоративных растительных мотивах. Также в почёте у мастера тонконогие кони, длинношеие гуси и петухи. Особо любимы коты, и это, как, впрочем, и любой другой сюжет городецкой росписи, имеет под собой реальную почву: очень уж любят жители города котов и делают всё, чтобы им жилось как можно привольнее.

– Городец пишется сердцем. Это настроение художника, характер, его жизнь, семья – всё в его работах позволяет преобразить и выразить полёт мысли. Настоящую сюжетную живопись Городца писать сложно, не каждый  это сможет. Нужно настроение: во время письма можно и песню запеть, и саму картину услышать. Когда начинаешь рисовать сюжет, где-то закукарекает, где-то загагакает, где песня запоется – работа наполняется не только изображениями, но и звуками. С работой разговариваешь. В каждую  вкладывается частичка души», – признаётся художница.

Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Сергей Соколов работает по канонам старинных русских мастеров.  Деревянные скульптуры, наличники, панно, пряничные доски, предметы быта, игрушки — за что бы ни взялся мастер, в его руках все оживает, приобретает неповторимый стиль и сюжет.

Сергей Соколов:

"Жить в Городце и заниматься творчеством - в этом и есть мое счастье, а если мои работы дарят радость другим, это - счастье вдвойне".

Кульминацией встречи стал мастер-класс художественной росписи по дереву. Участникам предложили нарисовать петуха в технике городецких мастеров. Сначала они опробовали свои силы на бумаге, а затем перерисовали петушков на однотонные деревянные дощечки. Атмосферу творчества дополнила музыкальная программа от учащихся Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.