"Гений слова" и "Человек пера"
Проект "Нижегородские писатели", приуроченный к году литературы в России, открылся в нижегородской Вышке. Каждый месяц студенты-филологи будут показывать результат своих научных и творческих изыскний. Первая работа посвящена идеологу и лидеру старообрядчества в России - протопопу Аввакуму. Автор статьи - студентка 1 курса факультета гуманитарных наук (специализация "Филология") Полина Жукова.
Старообрядческая литература занимает особое место в истории русской литературы, потому что, прежде всего, является источником знаний о древнейшей вере наших предков, и кроме того содержит в себе мудрые и полезные советы и наставления, которые могут пригодиться каждому человеку.
Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович) был талантливым своеобразным писателем. Ему принадлежит около 80-ти сочинений, из них 64 написаны во время 15-летнего заточения в земляном срубе Пустозерска, где были созданы «Книга бесед», «Житие…», «Книга толкований» и другие произведения, открывшие новый этап в русской литературе.
Житие протопопа Аввакума
Родился этот удивительный человек в селе Григорово Нижегородской губернии в семье священника. В 1642 году молодого человека рукоположили в диаконы (низшая степень священства).
Аввакум был самым несгибаемым противником «реформы» и политики царей Алексея Михайловича и Федора Михайловича. «Его авторитет как праведного и гонимого мученика», по мысли Л.Н. Гумилева, оставался весьма высок даже в глазах противников»[1]. За праведные дела наградили его титулом протопопа (современное – протоиерей). Вскоре Аввакума перевели в Юрьевец-Повольский, а в 1651 году он оказался в Москве.
Очень скоро началась церковная реформа. Она поставила крест на традициях "древлего благочестия". За основу был взят греческий обряд, который во многом не совпадал с великоросским. Всё это вызвало резкую критику со стороны Аввакума, Ивана Неронова, а также многих других выдающихся церковнослужителей. Все они отошли от патриарха Никона. В ответ на это тот организовал их преследование. В 1653 году протопопа Аввакума заперли в монастырском подвале на 3-е суток. Ему не давали воды и еды, требуя, чтобы он отказался от своих взглядов и признал новый церковный обряд. Однако Аввакум духом не сломался и на компромисс не пошёл. Ничего не добившись от мятежника священника, его сослали в Тобольск. Однако в Тобольске мученик долго не задержался, так как продолжал вести активную агитацию против новой церковной реформы. Тогда его сослали в Забайкалье к Нерчинскому воеводе Афанасию Пашкову. Это был человек патологической жестокости. Священник начал жёстко критиковать Пашкова, считая всю его деятельность неправильной, за что был посажен в острог вблизи Падунского порога на реке Ангаре. Там протопоп Аввакум провёл целую зиму, в условиях голода и холодных температур, однако не склонил голову перед воеводой и не раскаялся в своих словах.
Весной протопопа освободили и вместе с семьей определили в полк, который шёл непроторенными землями на восток. В течение 6 лет сам священник, а также его жена и дети пребывали в суровых сибирских землях (на Байкале, Амуре, Шилке), где голод и болезни существенно сказались на здоровье семьи священника. Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся в Москву. Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. От государя последовало предложение стать его духовником, однако Аввакум отказался.
Поведение священника и его резкая критика власти привела к новым ссылкам, усугубленных отказом Аввакума отречься от своих взглядов на суде над патриархом Никоном в Москве в 1666 году. За это Аввакум был лишён сана. В итоге Аввакум Петрович был отправлен в 1667 году на самый далёкий север за Полярный круг в город Пустозёрск, расположенный в нижнем течении реки Печоры. Несмотря на удалённость города, люди шли к Аввакуму нескончаемым потоком, чтобы пообщаться с мятежным протопопом. Обратно уходили, спрятав в своих посохах послания пастве, обличавшие никонианство.
Человек твердой веры, и как поется в староверческой церкви в Каноне святому священномученику и исповеднику Аввакуму «ум огненныи имея священномучениче, попалил еси терние ересей учении православными», «обличивый козни сопостата», «аще и предаша тя еретицы озлоблениям лютым, но не поколебаша духа твоего силу, Духа бо Святого исполнен был еси обильно», мученически на костре закончил свою жизнь. Аввакум был сожжен за «великие на царские дом хулы», за свою непримиримую оппозицию к «новинам» церковным и государственным 14 апреля 1682 года. Вера Аввакума изначально крепко стоит на ногах народного благочестия, вырастающего из жизненного знания человеческой природы. Его писательская судьба сложна, как и его судьба человеческая. В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово уже в конце XX века был установлен памятник.
Интересна не только жизнь протопопа Аввакума, но и его произведения, в которых священник учит свою паству законам церкви, объясняя их смысл. Страдания Аввакума сделали из него заступника народа. В среде старообрядчества было много мучеников. Остался Аввакум – «гений слова» и «человек пера»:
«…Не ищите риторики и философiи, ин красноръчiя, но здравымъ истиннымъ глаголомъ послъедующе, поживите. Понеже риторъ и философъ не может быти християнинъ.
…Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения. Сказать ли, кому я подобен? Подобен я нищему человеку, ходящему по улицам града и по окошкам милостыню просящу. День той скончав и препитав домашних своих, на утро паки поволокся. Так и аз, по вся дни волочась, сбираю и вам, питомником церковным, предлагаю, - пускай, яде, веселимся и живи будем. У богатова человека, царя Христа, из Евангелия ломоть хлеба выпрошу; у Павла апостола, у богатова гостя, из полатей его хлеба крому выпрошу, у Златоуста, и торговова человека, кусок словес его получю; у Давыда царя и у Исаии пророков, у посадских людей, по четвертине хлеба выпросил. Набрав кошел, да и дам даю, жителям в дому бога моего. Ну, ешьте на здоровье, питайтеся, не мрите с голоду. Я опять побреду сбирать по окошкам, еще мне надают, добры до меня люди те, - помогают моей нищете. А я и паки вам, бедненьким, поделюсь, сколько бог дает. Не подобает скрывати данного нам таланта, да же не осудимся, яко и оный, обретев во убрус сребро господина своего и скрых в землю; за сие ввержен бысть во тьму кромешную, идеже плач и скрежет зубом, и зело прягут во огни негасимом. Не ленись того для, собака! <…> У богатова человека, царя Христа, из Евангелия ломоть хлеба выпрошу; у Павла апостола, у богатова гостя, из полатей его хлеба крому выпрошу, у Златоуста, и торговова человека, кусок словес его получю; у Давыда царя и у Исаии пророков, у посадских людей, по четвертине хлеба выпросил. Набрав кошел, да и дам даю, жителям в дому бога моего. Ну, ешьте на здоровье, питайтеся, не мрите с голоду»[2].
В нашем вузе работает преподаватель, который занимается изучением жизни и творчества протопопа Аввакума – Кашлявик Кира Юрьевна. Мы задали ей несколько вопросов по этой теме, и вот что Кира Юрьевна нам рассказала:
«Аввакум - "писатель всея Руси" в буквальном и переносном смыслах, народный заступник, мученик. Его историческая/эпическая поза отражена в памятнике В.М. Клыкова, что стоит на родине Аввакума в Григорове. Роль протопопа Аввакума в истории и в литературе трудно переоценить. Лучше всего об Аввакуме говорит сам Аввакум в «Житии», которое «представляет собой яркое выражение эволюции русской средневековой религиозно-дидактической эпической литературы в жанр нравоучительного бытового романа» :
«Рождение же мое в Нижегородцких пределех, за Кудьмою-рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежащее пития хмельнова; мати же моя постница и молитвинница бысть. Всегда учаше мя страху божию»[3].
За осознанием смерти плоти последует физическая уверенность в бессмертии души и силы благодати, выразившиеся в даре целительства, в чудесах неподверженности смерти в самых разных обстоятельствах многострадальной жизни Аввакума. За любовь к России он заплатил своей жизнью, именно любовь к России позволила ему создать великие произведения. Судьбой Аввакума можно поверять российскую историю Нового времени. Гений слова, сочетающий закудьменское наречие с высокими риторическими формулами, выражающего боль и обиду за Русь и народ».
[1] Гумилев Л.Н. «От Руси к России»./Глава V. «Церковь и власть»
[2] «Что есть тайна христианская и как житии в вере Христове». // «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения». Авт. коммент. Н.К. Гудзий и др.; Вступ. ст. Г.М. Прохорова. Архангельск. Северо-западное книжное издательство. 1990. с.119.
[3] Протопоп Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. [Первые испытания]». // «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения». Авт. коммент. Н.К. Гудзий и др.; Вступ. ст. Г.М. Прохорова. Архангельск. Северо-западное книжное издательство. 1990. с. 17.