• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Страшно жить без самовара…»

Студенты-филологи нижегородской Вышки продолжают работать над  проектом  "Нижегородские писатели", приуроченному к  году литературы в России. Вторая работа посвящена поэтическому мистификатору Борису Садовскому.  Автор статьи - студентка 1 курса факультета гуманитарных наук (специализация "Филология") Екатерина Арефьева.

Борис Александрович Садовской, потомственный дворянин во втором поколении, родился 10 (22) февраля 1881 года в Ардатове. Детство и юность провел на нашей земле, а в 1902 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Тогда же В. Я. Брюсов пригласил поэта в знаменитые «Весы», где Б. Садовской занимался журналистской деятельностью. Так начинался его творческий путь. Известные журналы того времени – «Весы», «Аполлон», «Золотое руно», «Русская мысль», «Нива» - печатали его стихи и статьи, а среди близких его знакомых были А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Розанов. К. Чуковский.

 

В 1910-х годах прошлого века Б. Садовской достиг широкой известности на литературном поприще, но после революции все изменилось. В 1917 году поэт живет в Нижнем Новгороде и читает лекции в Нижегородском государственном университете, в его квартире собирается литературный студенческий кружок. Сам писатель воспринял революцию как катастрофу, в 1917 году он опубликовал свою последнюю книгу стихов «Обитель смерти». В 1929 году Б. Садовской навсегда переезжает из Нижнего Новгорода в Москву. Его судьба складывается интересным образом: он поселяется в подвальной комнате Красной церкви Новодевичьего монастыря рядом с могилой поэта Дениса Давыдова, которому в 1910 г. посвятил критические статьи в сборнике «Русская камена». Из-за болезни поэта (он был парализован из-за спинной сухотки) и его оторванности от литературной жизни часто возникали слухи о его смерти. В 1925 году Владислав Ходасевич даже напечатал в Париже некролог о Садовском. Но всеми забытый поэт жил и творил, прикованный к креслу. В Советской России его стихотворения отказывались печатать, объясняя это тем, что его творчество «несозвучно эпохе». С тех пор его имя было забыто вплоть до 1990-х годов, когда публикуется прозаический сборник «Лебединые клики», а в 2001 г. в серии Новая библиотека поэта вышла книга, которая включает в себя 7 сборников его стихотворений.

Самая известная книга стихов Б. Садовского - «Самовар» (1914 г.), посвященная «идолу русских патриархальных вечеров»[1]. Самовар в его лирике – это символ русского духа, который создает особую национальную «самоварную» атмосферу. В предисловии к своей книге писатель определил его значимость для русской культуры и свою приверженность патриархальности: «Самовар в нашей жизни, бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно…Самовар живое разумное существо, одаренное волей; не отсюда ли явилась примета, что вой самовара неминуемо предсказывает беду?»

Страшно жить без самовара:

Жизнь пустая беспредельна,

Мир колышется бесцельно,

На земле тоска и мара.

Оставляю без сознанья

Бред любви и книжный ворох,

Слыша скатерти шуршанье,

Самовара воркованье,

Чаю всыпанного шорох.

Если б кончить с жизнью тяжкой

У родного самовара,

За фарфоровою чашкой,

Тихой смертью от угара!

(1913)

СТУДЕНЧЕСКИЙ САМОВАР

Чужой и милый! Ты кипел недолго,
Из бака налитый слугою номерным,
Но я любил тебя как бы из чувства долга
И ты мне сделался родным.

Вздыхали фонари на розовом Арбате,
Дымился древний звон, и гулкая метель
Напоминала мне о роковой утрате;
Ждала холодная постель.

С тобой дружил узор на ледяном окошке,
И как-то шли к тебе старинные часы,
Варенье из дому и в радужной обложке
Новорожденные «Весы».

Ты вызывал стихи, и странные рыданья,
Неразрешенные, вскипали невзначай,
Но остывала грудь в напрасном ожиданьи,
Как остывал в стакане чай.

Те дни изношены, как синяя фуражка,
Но все еще поет в окне моем метель,
По-прежнему я жду; как прежде, сердцу тяжко,
И холодна моя постель.

Б. Садовской находился в эпицентре литературной жизни начала XX века, А. Блок высоко ценил его поэзию и прозу, да и на самого Садовского такие поэты как А. Блок, В. Брюсов, М. Горький имели большое влияние. Но «серебряному веку», идеалам символизма и модернизма, он в большей степени предпочитал «золотой век» русской поэзии. Знаковой фигурой для поэта был А. А. Фет. Садовской изучал его рукописи, собирал материалы и писал о нем в «Русской Камене», «Ледоходе» и в журнальных статьях. А. Белый в своих воспоминаниях называл поэта - «боготворитель поэзии Фета»[2].

Живя в монастыре, Садовской писал мемуары, художественную прозу (повести "Амалия", "Императрица Евгения", "Кровавая звезда" и многое другое), стихотворения, эссе и дневник. До сих пор его творческое наследие остается неузнанным и закрытым не только для массового чтения, но и в сфере литературоведения.

В нашем нижегородском университете им. Лобачевского работает преподаватель, который занимается исследованием жизни и творчества Б. Садовского, - Юрий Александрович Изумрудов. Юрий Александрович рассказал нам немало интересного о нем: «Важнейшая часть творчества Б. Садовского создана после революции, но именно она незаслуженно забыта. Садовской воспринял революцию как кошмар, но благодаря ей (в этом и есть парадокс) и тем условиям, в которые она его поставила, он духовно возрос и был сформирован его самобытный авторский стиль. Писатель был известен поэтическими мистификациями. Под чужими именами известных писателей XX века он печатал его собственные произведения. Так, «Солдатская сказка» под авторством А. Блока через много лет нашлась в рукописях Б. Садовского под заглавием «Наполеоновы сереброеды». Возможно, это делалось из-за желания отомстить редакциям, ведь писателя практически нигде тогда не печатали».[3]


[1] Из статьи Е. Евтушенко «Свободный новодевичий затворник»/http://www.sadovskoi.ru/article/svobodnyy-novodevichiy-zatvornik.html

[2] Белый Андрей. Начало века. М.; Л., 1933. С. 384.

[3] О раскрытии этой мистификации Ю. А. Изумрудов написал статью «Блоковская» мистификация Бориса Садовского»// http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2014_-_6_unicode/30.pdf