"О Мариенгофе хочется сказать — великолепный..."
Очередная работа в рамках проекта "Нижегородские писатели" посвящена Анатолию Мариенгофу. Автор текста - Юлия Полковникова, студентка 1 курса ФГН (направление "Филология").
Анатолий Мариенгоф, один из родоначальников русского имажинизма, был широко известен, однако не знаменит. Некоторые считают, что только дружба с Есениным не дала ему стать окончательно забытым. Однако это был один из ярчайших представителей литературы первой половины XX века.
Анатолий Борисович Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. И мать, и отец, происходили из разорившихся дворянских семей. До 1913 года Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, на улице Большой Покровской, №10 (ныне Большая Покровская,10В). Тогда мальчик учился сначала в частном пансионе, а затем в 1908 был зачислен в Александровский дворянский институт.
В 1913, после смерти жены, Борис Мариенгоф получил приглашение английского акционерного общества «Граммофон», и, став его представителем в Пензе, переехал туда с детьми.
Анатолий продолжил свое обучение в 3-й частной гимназии С.А. Пономарева. Здесь в 1914 году он издает журнал «Мираж».
В 1916 году Анатолий Мариенгоф поступает на юридический факультет Московского университета. В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается в Пензу, где создает поэтический кружок, в который входит гимназический товарищ поэта И. Старцев и художник В. Усенко, а в 1918 году печатает первый сборник стихов – «Витрина сердца».
Летом этого же года после смерти отца Мариенгоф уезжает в Москву, где встречает Есенина. Эта встреча стала значимой для обоих. Позже они вместе ездят по стране, выпускают в печать письма друг другу. Там же Анатолий Мариенгоф знакомится с Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым, и появляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», которая была опубликована в воронежском журнале «Сирена» в январе 1919 года.
С того момента деятельность Мариенгофа и имажинистов становится активной. В 1919 году были созданы: «Ассоциация вольнодумцев», книжный магазин «Московской трудовой артели художников слова», кооперативное издательство «Имажинисты», кафе «Стойло Пегаса». В 1919-1922 годы издательство «Имажинисты» выпускает семь его небольших стихотворных сборников. Поэт становится известным.
В 1928 году Мариенгоф переезжает в Ленинград. В творчестве поэта происходят значительные изменения, стихи становятся на второй план. Со смертью Есенина у него начинается другая жизнь, и она теперь связана с драматургией. Мариенгоф пишет более десяти больших пьес и множество скетчей.
В 1924-25 годах Мариенгоф начинает работать с киносценариями, всего он создал их около 10. Теперь ведущим жанром в творчестве Мариенгофа становится проза. Он пишет роман «Циники», который публикуется в 1928 в берлинском издательстве «Петрополис». Роман принес писателю много неприятностей, даже подверг Мариенгофа травле. Это заставляет его надолго оставить работу.
В 1953 году он начинает работать над автобиографической книгой «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», сокращенный цензурой вариант которой – «Роман с друзьями» — был опубликован только посмертно, в 1964 году, войдя в «Бессмертную трилогию».
В 1947 году в Кирове, куда во время войны Мариенгоф с женой были эвакуированы, выходят «Пять баллад» и «Поэмы войны». Сборники эти стали последними прижизненными публикациями Анатолия Мариенгофа.
«Циники»
Уже в 50-х годах на него смотрели как на человека прошлого и ненужного. Его романы тоже были забыты, а о «Циниках» вообще никто не слышал. О романе вспомнят только потом, в далеких 90-х, когда режиссер Дмитрий Месхиев в 1991 году снимет фильм по сценарию, написанному еще в 1928 году, а опубликованному в СССР лишь в 1988 году. Еще Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе. Это в полной мере прослеживается в романе «Циники». Внимание читателя фокусируется на главных событиях, главных деталях, словно следуя за движением кинокамеры. Ничего лишнего. Текст, похожий на сценарий, построенный на диалогах героев и своеобразных ремарках, создает в воображении читателя именно ту картину, которую мы обычно наблюдаем на телеэкране, этакую трансляцию прямо в голову:
1
— Очень хорошо, что вы являетесь ко мне с цветами. Все мужчины, высуня язык, бегают по Сухаревке и закупают муку и пшено. Своим возлюбленным они тоже тащат муку и пшено. Под кроватями из карельской березы, как трупы, лежат мешки.
Она поставила астры в вазу. Ваза серебристая, высокая, формы — женской руки с обрубленной кистью.
Под окнами проехала тяжелая грузовая машина. Сосредоточенные солдаты перевозили каких-то людей, похожих на поломанную старую дачную мебель.
— Знаете, Ольга…
Я коснулся ее пальцев.
— …после нашего «социалистического» переворота я пришел к выводу, что русский народ не окончательно лишен юмора.
Ольга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы.
— А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
— …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
— Как же тогда жить?
2
После четырехдневной забастовки собрание рабочих тульского оружейно-патронного завода постановило:
"…по первому призывному гудку выйти на работу, т.к. забастовка могла быть объявленной только в силу временного помешательства рабочих, страдающих от общей хозяйственной разрухи".
3
Чехословаки взяли Самару».
«Великолепный Мариенгоф»
«С самого раннего детства я очень любил Есенина и занимался всем, что с ним связано. В советском есениноведении фамилия Мариенгофа была наделена каким-то мистически-инфернальным светом: это некий злой гений, злой есенинский бес. Уже с 1985 года, когда я серьезно читал Есенина, мне захотелось лучше понять, кто же такой Мариенгоф и что за «Роман без вранья» он написал. К тому моменту я знал у него только пару четверостиший. В 1989-90 году вышли «Циники»: честно говоря, я прочитал и ошалел… это до сих пор одна из моих самых любимых книг. А потом еще вышел его сборник стихов, и тогда я окончательно заболел и его прозой, и его поэзией», - сказал в одном из своих интервью Захар Прилепин. Этот писатель не нуждается в представлении, однако мало кто знает, что он всерьез увлекся творчеством Анатолия Мариенгофа еще в 90-х, и добивался того, чтобы память Мариенгофа и всех имажинистов была увековечена в нашем городе. «О Мариенгофе хочется сказать — великолепный. Тогда его имя — Великолепный Мариенгоф — будет звучать как название цветка» - подмечает Прилепин.
По материалам:
Дмитрий Ларионов. Дом поэта. http://esenin.ru/o-esenine/okruzhenie-esenina/larionov-d-dom-poeta
Анатолий Мариенгоф. Биография. http://silverage.ru/marien
Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф. Интервью с Захаром Прилепиным. http://esenin.ru/o-esenine/okruzhenie-esenina/mariengof-anatolii/prilepin-z-genialnyi-esenin-i-velikolepnyi-mariengof