• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анна Хоменко: «В настоящее время разрыва между гуманитарными и точными науками не существует»

Анна Хоменко – старший преподаватель Департамента прикладной лингвистики и иностранных языков нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. Также Анна работает судебным экспертом в области автороведческих, лингвистических и фоноскопических экспертиз в независимом профессиональном объединении ЕСИН. В 2020 году Анна закончила обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Мы поговорили о том, какие возможности открылись благодаря аспирантуре, о специфике и области применения гуманитарного знания в современном мире и о поддержке научных проектов в Высшей школе экономики.

Фото из архива Анны Хоменко

Фото из архива Анны Хоменко

Лингвистикой я занимаюсь с 2005 года.  Уже в школе я понимала, что меня привлекает эта сфера. Я закончила Нижегородский государственный лингвистический университет, и ещё во время обучения у меня возникла необходимость заняться наукой. Моя профессиональная деятельность с того времени и до сих пор связана с судебной лингвистической экспертизой, в том числе автороведческой, и я поняла, что в современной отечественной лингвистике существует пробел в этом направлении. Я начала самостоятельно разрабатывать методики на основании уже имеющихся современных подходов, и поняла, что для создания действительно качественной методики, которой могли бы пользоваться эксперты-практики, мне необходим научный базис. Этим и было обусловлено решение поступать в аспирантуру.

Выбор Вышки был связан с тем, что здесь есть необходимый мне научный задел и возможность заниматься настоящей наукой. Научные исследования в Вышке очень высокого уровня, они всячески поддерживаются. Я пошла в науку, чтобы решать практические задачи, и мне успешно удалось реализовать свои идеи.

Университет я закончила по специальности «Лингвокриминалистика», и уже на пятом курсе начала стажироваться в экспертной организации. Лингвистическая экспертиза имеет процессуальный характер и связана с текстовой аналитикой. В современном обществе словом нередко можно нарушить закон, и когда это происходит – оскорбления, угрозы и тому подобные явления – у судов и следственных органов возникает необходимость понять, действительно ли было нарушение. Они обращаются к судебным экспертам в этой сфере. Судебный эксперт – это человек, который обладает глубокими знаниями в области теории языка, иностранных языков, исследования звучащей речи. Именно этим я занимаюсь уже 12 лет.

Коммуникация различных видов – центральный компонент структуры современного информационного общества. Соответственно, если мы анализируем коммуникацию, то мы анализируем и культуру, и этапы развития общества – просто неимоверное количество компонентов социальной жизни, что не может не привлекать и не вызывать как научный, так и человеческий интерес. К тому же сейчас лингвистика – одна из самых популярных сфер.

Лингвистикой сейчас занимаются даже программисты: когда создаются голосовые помощники или автоматические переводчики, разработчики вынуждены получать хотя бы базовые знания в области лингвистики. Цифровая гуманитаристика сейчас на пике популярности и очень востребована. Современная наука и наука будущего – это однозначно междисциплинарное взаимодействие. Сейчас невозможно работать в одной сфере, и работа на стыке научных отраслей даёт возможность применения большого количества разных подходов. Современный анализ текста предполагает использование компьютерных инструментов, программных средств, подходов математической статистики и теории вероятности. Лингвистику можно  интегрировать со многими областями, начиная с психологии и биологии и заканчивая точными науками. В настоящее время разрыва между гуманитарными и точными науками не существует. Львиная доля лингвистических исследований связана с цифровизацией знаний и цифровизацией методов получения информации о языке.


Существует такая сфера, как криминалистическая автороведческая экспертиза. У автороведения две основные задачи. Первая – идентификационная, то есть определение авторства текста. Вторая задача – диагностическая, то есть определение по тексту социальных характеристик автора: пол, возраст, социальный статус и так далее. Во время работы над подобными экспертизами я обнаружила лакуны в методике, которые очень хотелось заполнить. Думаю, что это мне отчасти удалось в рамках диссертационного исследования в аспирантуре Высшей школы экономики.

Во время обучения в аспирантуре мне удалось привлечь к своему проекту достаточно большое количество людей. Это и программисты, и студенты, с которыми мы сформировали научно-учебную группу. Мы работаем с большим энтузиазмом. В 2019 году наш проект получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований.

 Конкурс на получение гранта РФФИ проходил довольно напряженно, мы должны были подготовить заявку в сжатые сроки. Однако мы имели уже серьёзный научный задел, была написана большая часть диссертации, и с содержательной частью проблем не возникло. Огромную поддержку оказала мой научный руководитель Татьяна Владимировна Романова. Без ее помощи и участия не было бы ни гранта, ни диссертации в том виде, в котором они есть сейчас.  Она замечательный педагог, очень сильный учёный, вдумчивый специалист и замечательный научный руководитель, и я ей очень благодарна.  Татьяна Владимировна принимала активное участие в оформлении заявки и в работе, и мы были очень рады узнать, что наш проект поддержали.

Грант РФФИ дал мне возможность не просто разработать методику, апробировать её на большом количестве текстов, продемонстрировать научному сообществу, но и создать электронный продукт открытого доступа, который является частью этой методики. Наша программа значительно облегчает работу эксперта и помогает получить более объективные результаты, что и было моей целью при поступлении в аспирантуру. Последним этапом моего диссертационного исследования было как раз создание программного продукта, для чего необходимо было финансирование. Грант РФФИ предоставил замечательную возможность сделать то, что хотелось, и так, как задумывалось. Мы очень быстро приступили к работе, и за первый год нам удалось выполнить весь план, кроме плана по участию в конференциях – к сожалению, из-за пандемии этого не удалось никому. Сам продукт уже функционирует, он находится в открытом доступе, к нему прилагается краткая инструкция. Немного позже – после защиты диссертации - появится также инструкция по интерпретации результатов работы.

Атрибуционный ресурс "ХоРом" - название ресурса – это, с одной стороны, сочетание фамилии моего научного руководителя, Татьяны Владимировны Романовой, и моей, и одновременно с тем - это концепция ресурса, отсылка к тому, как мы с нашей командой дружно, с интересом, все вместе, одним словом, хором, создали этот продукт.

Хоменко Анна Юрьевна
Департамент прикладной лингвистики и иностранных языков: Старший преподаватель

 

Нам есть, куда двигаться дальше и над чем работать. Сейчас существует понятие дигитального, или цифрового, почерка. Раньше люди много писали от руки, сейчас же мы пользуемся цифровыми средствами. Каждый человек пишет в Интернете по-разному. Без сомнения, анализ информации в этой области будет чрезвычайно востребован в ближайшие годы. Перспектива моей научной работы связана с совершенствованием нашего ресурса «ХоРом», потому что по признакам дигитального почерка можно определить автора даже достаточно короткого текста, состоящего буквально из нескольких слов.

Абитуриентам аспирантуры НИУ ВШЭ - Нижний Новгород я желаю не бояться и верить в свои силы. Вышка предоставляет огромные возможности для развития, наука здесь поддерживается очень серьезно. Во-первых, аспирантов стимулирует уже тот факт, что вокруг находятся люди, которые занимаются актуальными исследованиями, серьезными проектами, с другой стороны, есть возможность финансирования стоящих идей, а с третьей стороны, в силу высоких требований Высшей школы экономики вы будете просто вынуждены заниматься настоящей наукой. Всё это мотивирует, заражает и придаёт уверенность. Нет ничего невозможного, в аспирантуру Высшей школы экономики можно поступить, в ней можно комфортно учиться, получать хорошие знания, ездить на конференции, летние школы, выступать с инициативами или присоединяться к уже существующим проектам. А когда результат вашей работы востребован и имеет реальную ценность, то это вдохновляет на достижение новых целей.