• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организационное поведение

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Организационное поведение представлено как междисциплинарная теоретико-прикладная отрасль знания, изучающая все аспекты поведения людей в организации с целью повышения ее эффективности. Структура курса отражает три возможных уровня анализа организационного поведения: индивидуальный, групповой и организационный.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы представлений о закономерностях поведения людей на трех возможных уровнях: уровне индивидуального поведения, уровне группового поведения и поведения организации в целом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса; знает основные тенденции развития общества, влияющие на задачи организационного поведения; владеет навыками системного анализа уровней организационного поведения; умеет ориентироваться в актуальных задачах организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать индивидуальное организационное поведение как результат взаимодействия личности и ситуации; использовать знания об интеллектуальных способностях для анализа успешной деятельности менеджера; владеть методами анализа индивидуального организационного поведения.
  • умеет анализировать и интерпретировать влияние эмоций и настроения на рабочее поведение; знает о концептуальных подходах к исследованию организационного стресса и факторы его возникновения; использует знания о негативных последствиях организационного стресса для его профилактики; владеет навыками эмоциональной саморегуляции и самоконтроля; навыками разработки организационных программ преодоления стресса.
  • имеет представление об основных закономерностях управления профессиональной мотивацией и создании мотивирующих условий работы, владеет навыками самомотивации, способен применить основные выводы теории мотивации для решения управленческих задач
  • умеет идентифицировать и классифицировать существующее разнообразие карьерных путей; анализирует и интерпретирует проблемы развития карьеры в организации; владеет навыками разрешения проблем, возникающих в ходе развития карьеры в организации
  • умеет идентифицировать и анализировать типы рабочих групп, влияние элементов групповой структуры (ролей, норм и статуса); решает задачи, связанные с формированием команд и владеет навыками разрешения проблем, возникающих при формировании команд.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Индивидуальные различия людей в работе
    Понятие личности, ее роль в изучении организационного поведения. Модель личности «Большая пятерка»: (Р. МакГрэй и П. Кошта): добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, открытость новому опыту. Другие значимые для организационного поведения личностные характеристики: позитивная или негативная аффективность, внутренний или внешний локус контроля, макиавеллизм. Интеллектуальные и физические способности. Основные разновидности интеллектуальных способностей: когнитивный, эмоциональный, практический интеллект.
  • Введение в организационное поведение
    Определение организации и организационного поведения. Организационное поведение как отрасль научного знания: междисциплинарность, научная ориентация, уровни анализа (индивидуальный, групповой, организационный), нацеленность на решения практических задач. Влияние на организационное поведение современных тенденций развития общества: глобализация и рост количества транснациональных компаний; тотальная информатизация и виртуальное пространство, разнообразие экосистемы персонала; растущие ожидания людей в отношении организаций и др.
  • Эмоции и стресс на работе
    Понятия эмоций и настроения, их отличительные характеристики. Воздействие эмоций и настроения на поведение людей в организации (эмоциональный диссонанс, эмоциональное напряжение, конгруэнтность настроения). Способы управления эмоциями в организациях. Основные причины стресса на работе: профессиональные требования, конфликты между работой и жизненными обстоятельствами, ролевая неоднозначность на работе, перегруженность и недостаточная загруженность, ответственность за других людей, нехватка социальной поддержки, сексуальные домогательства. Последствия стресса: эмоциональное истощение, деперсонализация, снижение оценки собственной успешности. Организационные ресурсы по управлению стрессом: программы поддержки сотрудников, программы здоровья, программы регулирования отсутствия на рабочем месте, программы управления стрессом.
  • Мотивация в организациях, отношения связанные с работой
    Понятие трудовой мотивации. Пять основных подходов к трудовой мотивации: мотивирование посредством удовлетворения потребностей (А. Маслоу и К. Алдерфер); мотивирование посредством постановки целей (Э. Лок и Г. Латхэм); мотивирование с помощью объективности (С. Адамс); мотивирование посредством изменения ожиданий (В. Врум); мотивирование посредством проектирования работы (модель расширения и обогащения работы, модель характеристик работы Р.Хэкмана и Г. Олдхэма). Основные разновидности отношений на работе: удовлетворенность работой, организационная приверженность, предубеждения, Теории удовлетворенности работой: двухфакторная теория (Ф.Херцберг) и теория ценностей. Организационная приверженность: виды и последствия. Предубеждения: основные виды и способы преодоления.
  • Карьерное развитие
    Современное представление о карьере: «карьера без границ». Типологии карьерного развития. Стадии развития карьеры. Факторы, влияющие на выбор профессиональной карьеры: концепция Дж. Холланда и представления о «карьерном якоре». Проблема карьерного плато и способы его преодоления. Проблема планирования преемственности.
  • Групповые процессы и рабочие группы
    Понятие рабочей группы и ее ключевые характеристики. Основные элементы групповой структуры в организации: роли, нормы, статус, групповая сплоченность. Явления социальной фасилитации, культурной диверсификация и коллективной безответственности. Понятие команды. Отличия команды от традиционной рабочей группы. Формирование команды. Методы работы с командой и преодоления трудностей командной работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
  • неблокирующий экзамен1
  • неблокирующий экзамен2
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий аудиторная работа 1
  • неблокирующий аудиторная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * аудиторная работа + 0.4 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мкртычян Г. А. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-8789-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-433912

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Емельянов С. М. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-06003-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-438314
  • Кулапов М.Н., под ред., Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. - Организационное поведение - КноРус - 2020 - 227с. - ISBN: 978-5-406-02467-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933978
  • Литвинюк А. А. - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 398с. - ISBN: 978-5-9916-3610-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-teoriya-i-praktika-425887
  • Оксинойд К.Э. - Организационное поведение (для бакалавров). Учебник - КноРус - 2019 - 401с. - ISBN: 978-5-406-06369-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929593
  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 301 с.: ISBN 978-5-9614-5607-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926931