Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Partitioning vertices of graphs into paths of the same length

Duginov O., Dmitriy Malyshev, Dmitriy Mokeev

Discrete Applied Mathematics. 2025. Т. 373. С. 179-195.

Глава в книге
ALOE: Boosting Large Language Model Fine-Tuning with Aggressive Loss-Based Elimination of Samples

Demidovskij A., Трутнев А. И., Тугарев А. М. et al.

In bk.: Frontiers in Artificial Intelligence and Applications: 27th European Conference on Artificial Intelligence, 19–24 October 2024, Santiago de Compostela, Spain. Vol. 392. IOS Press Ebooks, 2024. P. 3980-3986.

Препринт
The Gamma-Theta Conjecture holds for planar graphs

Taletskii D.

math. arXiv. Cornell University, 2024

Контакты

603093 Н.Новгород, ул. Родионова, д. 136, 406 к.

Тел: (831) 436-13-97
E-mail: kaf_pmi@hse.ru

Программирование для лингвистов

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель

Лепигина Анастасия Анатольевна

Лепигина Анастасия Анатольевна

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс призван закрепить у студентов умение решать задачи, связанные с обработкой текста (токенизация, лемматизация и т.д.), а также расширить кругозор путем знакомства с некоторыми алгоритмами (сортировок, обхода графов и др.). Кроме того, знакомство с различными инструментами и особенностями языка Python и наличие большого количества оцениваемых работ помогает студентам получить больше опыта в программировании и улучшить качество владения языком Python.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Программирование для лингвистов» являются приобретение студентами навыков применения компьютерных технологий (в первую очередь, языка программирования Python) для решения возникающих на практике лингвистических задач, а также задач сортировки, обходов графа и нахождения в нем кратчайших путей, создания и использования собственных классов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент решает задачу сортировки при помощи одного из рассмотренных алгоритмов
  • Студент решает задачи обхода графа в ширину и глубину, нахождения кратчайших путей, раскраски и визуализации графов.
  • Студент решает задачу создания собственных классов и их использования
  • Студент решает задачи токенизации, лемматизации текста и составления частотного словаря.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Инструменты обработки текста
    Использование модуля nltk для токенизации текста, mystem или pymorphy -- для лемматизации, составление частотного словаря.
  • Разбор и реализация некоторых алгоритмов сортировок
    Получение представления о задаче сортировки. Разбор и реализация двух алгоритмов сортировки: сортировка пузырьком и быстрая сортировка
  • Графы: разбор и реализация некоторых алгоритмов. Знакомство с networkx.
    Получение представления о графах, основных задачах и способах их решения. Реализация некоторых алгоритмов:: поиск в глубину и ширину, раскраска графа, алгоритм Дейкстры, Краскала. Решение задачи построения графа слов. Знакомство с модулем networkx, визуализация графов при помощи него.
  • ООП в питоне: создание классов, объектов, атрибутов и методов класса
    Получение представления о задании собственных классов и их использовании, реализация примера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
  • неблокирующий Практическое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Практическое задание + 0.14 * Практическое задание + 0.14 * Практическое задание + 0.14 * Практическое задание + 0.14 * Практическое задание + 0.14 * Практическое задание + 0.15 * Практическое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алгоритмы и структуры данных (CDIO): Учебник / Царев Р.Ю., Прокопенко А.В. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 204 с.: ISBN 978-5-7638-3388-1
  • Саммерфилд М. - Python на практике - Издательство "ДМК Пресс" - 2014 - 338с. - ISBN: 978-5-97060-095-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/66480

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеев В.Е., Таланов В.А. - Графы и алгоритмы - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 153с. - ISBN: 5-9556-0066-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100593