Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Partitioning vertices of graphs into paths of the same length

Duginov O., Dmitriy Malyshev, Dmitriy Mokeev

Discrete Applied Mathematics. 2025. Т. 373. С. 179-195.

Глава в книге
ALOE: Boosting Large Language Model Fine-Tuning with Aggressive Loss-Based Elimination of Samples

Demidovskij A., Трутнев А. И., Тугарев А. М. et al.

In bk.: Frontiers in Artificial Intelligence and Applications: 27th European Conference on Artificial Intelligence, 19–24 October 2024, Santiago de Compostela, Spain. Vol. 392. IOS Press Ebooks, 2024. P. 3980-3986.

Препринт
The Gamma-Theta Conjecture holds for planar graphs

Taletskii D.

math. arXiv. Cornell University, 2024

Контакты

603093 Н.Новгород, ул. Родионова, д. 136, 406 к.

Тел: (831) 436-13-97
E-mail: kaf_pmi@hse.ru

Машинное обучение

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты

Преподаватель

Жестков Борис Григорьевич

Жестков Борис Григорьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на теоретическое и практическое изучение основ машинного обучения. Машинное обучение – это подраздел искусственного интеллекта, актуальная и динамично развивающаяся дисциплина, тесно связанная с различными разделами математики и компьютерных наук. Машинное обучение решает проблемы, связанные с разработкой и применением алгоритмов, способных выполнять такие сложные задачи, как распознавание образов, автоматическая обработка текстов и др. Важной особенностью алгоритмов машинного обучения является то, что они не требуют подробных инструкций по выполнению задач, но способны сами "обучаться" на примерах решения аналогичных задач человеком.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Машинное обучение» является получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками работы программирования на python и работы в консоли
  • Знает базовые архитектуры нейронных сетей для их решения;
  • Знает понятие и свойства случайной величины, свойства её характеристик
  • Знает постановки основных задач машинного обучения;
  • Знает программные инструменты и библиотеки их реализующие.
  • Знает свойства линейных преобразований и операций над матрицами;
  • Использует инструменты машинного обучения для анализа данных
  • Применяет программные продукты для решения задач
  • Умеет тренировать нейронные сети для решения прикладных задач в различных предметных областях;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Простейшие методы машинного обучения
  • Тема 2. Функция ошибки. Регуляризация. Оптимизация.
  • Тема 3. Метод обратного распространения ошибки. Нейронные сети.
  • Тема 4. Обучение нейронных сетей. Нормализационные методы
  • Тема 5. Архитектуры сверточных нейронных сетей
  • Тема 6. Библиотеки для тренировки и запуска нейронных сетей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа (лабораторные работы)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Самостоятельная работа (лабораторные работы) + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hastie, T., Tibshirani, R., Friedman, J. The elements of statistical learning: Data Mining, Inference, and Prediction. – Springer, 2009. – 745 pp.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коэльо, Л. П. Построение систем машинного обучения на языке Python / Л. П. Коэльо, В. Ричарт , перевод с английского А. А. Слинкин. — 2-е изд. — Москва : ДМК Пресс, 2016. — 302 с. — ISBN 978-5-97060-330-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/82818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Новиков, Ф. А.  Символический искусственный интеллект: математические основы представления знаний : учебное пособие для академического бакалавриата / Ф. А. Новиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 278 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-00734-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434065 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Яшунин Дмитрий Александрович