• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Integral Robot Technologies and Speech Behavior

Kharlamov A. A., Pantiukhin D., Borisov V. et al.

Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2024.

Глава в книге
Neural Networks for Speech Synthesis of Voice Assistants and Singing Machines

Pantiukhin D.

In bk.: Integral Robot Technologies and Speech Behavior. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2024. Ch. 9. P. 281-296.

Препринт
DAREL: Data Reduction with Losses for Training Acceleration of Real and Hypercomplex Neural Networks

Demidovskij A., Трутнев А. И., Тугарев А. М. et al.

NeurIPS 2023 Workshop. ZmuLcqwzkl. OpenReview, 2023

Дискретная математика

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «дискретная математика» является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественно-научных знаний, получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний
  • Получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности,
  • Обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и теоремы. Умеет решать задачи
  • Знает основные методы дискретной математики
  • Умеет применять на практике методы дискретной математики
  • Владеет навыками решения математических задач, возникающих в некоторых прикладных областях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория множеств и теория бинарных отношений.
    Множество и основные операции над множествами, свойства операций. Множество всех подмножеств (булеан). Диаграммы Венна. Доказательство тождеств и решение теоретико-множественных уравнений. Бинарные отношения, способы их задания. Свойства бинарных отношений. Отношения порядка и эквивалентности, их свойства. Теорема о факторизации.
  • Комбинаторика.
    Предмет комбинаторики, основные правила комбинаторики. Подсчет числа перестановок, сочетаний и размещений при различных спецификациях. Бином Ньютона и полиномиальная теорема. Формула включений-исключений. Разбиения множеств. Числа Стирлинга и Белла. Метод производящих функций.
  • Теория графов
    Определения графа, типы графов и способы представления графов. Изоморфные графы, инварианты изоморфизма. Типы подграфов заданного графа. Пути и маршруты в графе, достижимость и связность. Расстояния в графах, диаметр, радиус, центр графа, эксцентриситеты вершин. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Критерий эйлеровости. Деревья и их свойства. Код Прюфера и формула Кэли. Планарные графы, необходимые условия планарности. Критерии Понтрягина-Куратовского и Вагнера.
  • Функции алгебры логики.
    Понятие логической формулы. Таблицы истинности функций алгебры логики. Свойства логических функций, законы де Моргана и поглощения. Принцип двойственности. Нормальные формы функций алгебры логики. Теорема о разложении. Совершенные нормальные формы, алгоритмы их построения. Алгоритмы сокращения и минимизации функций в классе ДНФ. Алгебра Жегалкина, существенные и фиктивные переменные. Замкнутость и полнота систем булевых функций. Предполные классы функций алгебры логики. Теорема Поста, алгоритм распознавания полноты. Понятие базиса, мощностные свойства любого базиса. Синтез схем из функциональных элементов.
  • Теория кодирования.
    Понятие о побуквенном (алфавитном) кодировании. Неравенство Макмиллана-Крафта. Префиксный код. Избыточность кода. Теорема о редукции, коды Хаффмена и Фано. Блочное кодирование. Критерий взаимной однозначности алфавитного кодирования. Помехоустойчивое кодирование, связь количества обнаруживаемых и исправляемых ошибок с кодовым расстоянием. Код Хэмминга.
  • Формальные языки.
    Регулярные языки и конечно-автоматные языки. Замкнутость класса регулярных языков относительно ряда операций. Задачи анализа регулярного выражения и синтеза конечного автомата.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен 1
  • неблокирующий Экзамен 2
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием прокторинга, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net) и на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS и https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность, поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен 1
    Экзамен проводится в форме часового теста в системе лмс. Варианты экзамена высылаются за 5-10 минут до его начала. Экзамен проводится без прокторинга. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен 2
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием прокторинга, прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net) и на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: поддержка LMS и https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность, поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.33 * Контрольная работа 1 + 0.67 * Экзамен 1
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.165 * Контрольная работа 2 + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.335 * Экзамен 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в дискретную математику, [курс лекций], 264 с., Ландо, С. К., 2012
  • Дискретная математика : учеб. пособие / С.А. Канцедал. — М: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 224 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-8199-0304-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/614950

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Элементы дискретной математики, учебник, 280 с., Судоплатов, С. В., Овчинникова, Е. В., 2002