• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Управление организациями и проектами»

Магистерская программа «Управление организациями и проектами» готовит кадры для перспективных запросов рынка

На образовательной программе магистратуры «Управление организациями и проектами» успешно реализуются этапы дорожной карты обновления содержания образовательных программ под задачи соответствия перспективным запросам рынка труда. В связи с этим программа проводит ежегодное исследование уровня качества образовательных услуг, влияющего на развитие компетенций выпускников и их положение на трудовом рынке.

Магистерская программа «Управление организациями и проектами» готовит кадры для перспективных запросов рынка

Исследование зафиксировало значительную популярность программы. С каждым годом количество поступающих на программу неуклонно растет, превышая планируемые показатели набора в два раза. Среди выпускников и студентов представлены жители всех федеральных округов России, что подтверждает востребованность программы на общероссийском уровне. Кроме того, часть студентов проживает за пределами страны, однако благодаря онлайн-формату обучения они смогли успешно пройти магистерскую подготовку.

При этом, выпускники работают в самых разных секторах экономики, что отражает универсальность управленческой подготовки. Основные секторы – это строительство, торговля, IT-сектор, информация и связь, а также добыча полезных ископаемых. Большинство студентов магистерской программы занимает руководящие должности в компаниях либо имеют собственный бизнес.

Студенты отмечают, что на работе они выполняют широкий спектр функций и решают разнообразные задачи. Основные функции включают стратегическое планирование и разработку стратегии, управление персоналом и командой, бюджетирование и финансовое планирование, оптимизацию и управление бизнес-процессами, контроль и мониторинг показателей, взаимодействие с контрагентами и внешними организациями, проектное управление и организацию деятельности, аналитическую работу и сбор данных, организацию закупок и управление цепочками поставок, а также разработку и внедрение новых продуктов и направлений.

В рамках этих функций они решают такие ключевые задачи, как анализ и расчёт численности, трудозатрат, финансовых показателей; оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов, запасов, административных и операционных расходов; планирование и координацию проектов, процессов, стратегий и финансов; взаимодействие и коммуникацию с контрагентами, заказчиками, партнёрами и структурными подразделениями; освоение новых территорий, разработку и внедрение новых продуктов, стратегий и IT-систем; контроль и мониторинг выполнения задач, дебиторской задолженности и договорных обязательств; поддержку и развитие экологической обстановки и промышленности; формирование и поддержание партнёрских отношений; а также обеспечение бесперебойных поставок, создание организационных и технических условий; контроль своевременного формирования отчётности.

Исследование подтвердило высокий уровень удовлетворённости обучающихся качеством преподавания и эффективностью используемых педагогических технологий. По данным опроса, 96% студентов считают, что обучение на магистерской программе полностью соответствовало их ожиданиям. Студенты особенно отмечают высокое качество преподавательского состава программы. Им импонирует комплексный и разносторонний подход к обучению, сочетание теории и большого количества практических кейсов, что позволяет им развиваться как руководителям и получать навыки, максимально приближенные к реальной управленческой практике. Среди сильных сторон программы студенты выделяют удобный дистанционный формат обучения, глубоко проработанную и структурированную программу, актуальные материалы и задания, а также возможность взаимодействия с опытными коллегами в учебной группе, что создает ценную профессиональную сеть. Особо ценится внимательное отношение преподавателей к студентам, оперативное решение возникающих вопросов и теплые взаимоотношения внутри учебной среды, что делает процесс обучения динамичным, мотивирующим и практически полезным.

Студенты отмечают, что обучение на магистерской программе позволило им значительно расширить профессиональные знания и навыки. Среди ключевых приобретений – системное понимание современного менеджмента и управления проектами, освоение стратегического планирования, управления процессами и командой, а также умение выстраивать приоритеты, налаживать коммуникации и эффективно распределять ресурсы. Многие отмечают, что получили практические инструменты для анализа бизнес-процессов, оценки эффективности решений и внедрения их в реальную работу, что укрепило уверенность в принятии управленческих решений и позволило развивать навыки стратегического мышления.

Особенно важно отметить, что подавляющее большинство выпускников рекомендуют своим коллегам и подчинённым прохождение обучения на магистерской программе. Более половины опрошенных утверждают, что при подборе сотрудников отдадут предпочтение именно выпускникам данной программы. Эти данные подчёркивают высокий уровень доверия и признания со стороны профессиональных сообществ.

Кроме того, участники опроса высоко оценивают практическую направленность большинства дисциплин магистерской программы, отмечая, что около 80% изучаемого материала носит прикладной характер, непосредственно связанный с решением реальных задач управления и развитием профессиональных навыков. Особым спросом пользуются курсы по стратегическому менеджменту, управлению проектами, продакт-менеджменту, управлению бизнес-процессами, особенно цифровой трансформации и внедрению цифровых технологий. Значительное число студентов выделяет особую пользу таких дисциплин, как ведение переговоров, коучинг, эмоциональный интеллект, коммуникации в организациях, самопрезентация, маркетинговая стратегия, экономика и финансы, управленческое консультирование. Большинство опрошенных подтверждают активное использование полученных знаний в повседневной рабочей практике, начиная от постановки приоритетов и заканчивая разработкой проектов и руководством командами. Кроме того, многие респонденты сообщают о положительном влиянии магистерской программы на повышение личного дохода и на карьерный рост.

Студенты отмечают, что компетенции, полученные на программе, и востребованные для их должности, во многом перекликаются с навыками, актуальными для всего сектора экономики. Для эффективного выполнения их текущих обязанностей особенно важны стратегическое мышление, системное понимание процессов, способность управлять масштабными проектами и кросс-функциональными командами, а также умение быстро адаптироваться к изменениям и принимать решения в условиях высокой неопределённости. Значимы гибкость, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, коммуникационные навыки и умение договариваться, а также способность брать ответственность за результат. Для студентов, представляющих административные и руководящие должности особенно критичным оказалось управление административными и операционными процессами, бюджетирование, контроль дебиторской задолженности, оптимизация расходов и координация подразделений.

Важными остаются цифровые и технические компетенции, включая владение ИИ, цифровыми технологиями, аналитикой данных и инструментами Data Science, а также понимание системного взаимодействия технологических процессов и возможность создавать цифровые двойники. Для работы на руководящих позициях также очень востребованы компетенции в области нормативно-правового регулирования, экологической ответственности, энергетического менеджмента и управления интеллектуальной собственностью. На должности руководителя проектов или административного директора критически актуально умение управлять знаниями, внедрять на практике бережливое производство и создавать среду для эффективной работы команд, включая междисциплинарное взаимодействие инженеров, технологов, экологов, IT-специалистов и экономистов.

Не менее значимыми являются мягкие навыки (soft skills) и внешние коммуникации: лидерство и влияние, наставничество и развитие талантов, умение строить долгосрочные партнерства, представлять компанию внешним партнёрам и клиентам, эффективно взаимодействовать с научными и отраслевыми сообществами, а также ясно и убедительно доносить сложные идеи различным аудиториям. Комплексный подход, helicopter view, мультикультурные компетенции, критическое мышление и системное видение позволяют руководителям успешно совмещать стратегические, управленческие, технические и цифровые навыки, обеспечивая высокую эффективность работы на должности и конкурентоспособность компании.

Студенты выражают благодарность руководству программы за высокий профессионализм преподавателей, практическую направленность обучения и работу с реальными кейсами.

Исследование мнения выпускников планируется проводить каждый год, а полученные результаты будут использованы для дальнейшей модификации учебной программы с целью усиления взаимосвязи с отраслями реального производства и включения большего числа предметов, учитывающих запросы работодателей. Таким образом, реализация инициативы направлена на максимальное сближение содержания программы с объективными потребностями рынка труда, что открывает новые горизонты для карьерного роста и профессионального успеха ее выпускников.

Исследование было организовано и проведено:

- академическим руководителем программы, доктором социологических наук, профессором Департамента организационного развития Ю.Ю. Чилипенок;

- научным руководителем программы, доктором социологических наук, профессором Департамента организационного развития М.В. Плотниковым;

- кандидатом экономических наук, доцентом Департамента организационного развития О.С. Гапоновой;

- преподавателем Департамента организационного развития И.В. Маркушевым.