«Узнать друг друга и себя»: студенты цифровой магистратуры встретились офлайн
Встреча-развиртуализация магистрантов программы «Управление организациями и проектами» состоялась в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Студенты цифровой магистратуры организовали знакомство группы на территории кампуса, чтобы проникнуться атмосферой вуза, в котором два года будут учиться онлайн.
В 2023 году стартовал первый набор в новую онлайн-магистратуру «Управление организациями и проектами» для будущих высококвалифицированных руководителей, способных управлять бизнесом любого масштаба и отраслевой принадлежности. Вместо запланированных 35 первокурсниками программы стал 81 человек из разных регионов, от Хабаровска до Запорожья, что подтверждает высокий запрос на практико-ориентированное цифровое образование в области управления.
Для успешного менеджера-руководителя, способного проектировать и реализовывать грамотные управленческие решения, важно развивать коммуникативные навыки. Это означает активное использование на программе нетворкинговых форматов работы, в том числе кейс-чемпионатов, «экспертных советов», мастермайндов, стратегических сессий, позволяющих делиться опытом, получать знания не только от преподавателей, но и друг от друга.
Перед началом активной совместной работы студенты решили познакомиться лично, и сделать это в Нижнем Новгороде – на территории кампуса НИУ ВШЭ.
Юлия Чилипенок, академический руководитель программы «Управление организациями и проектами»
Уверена, что взаимная увлеченность даст дополнительный эффект для образовательного процесса. Часть студентов недавно закончили бакалавриат по управлению, экономике, информационным технологиям и хотят продолжить развиваться в сфере управления. Часть студентов имеют большой управленческий опыт в нефтагазовой отрасли, строительстве, ИТ-сфере, но не владеют управленческой теорией. Несмотря на эту разницу, мы знаем, как эффективно сочетать разные форматы, чтобы всем было интересно учиться, независимо от базовой подготовки.
Содержание программы включает семь основных блоков: система менеджмента, базовые навыки менеджера, стратегии, технологии и инструменты, информационная система предприятия, управление изменениями, продвинутые навыки менеджера.
В основе программы лежит гибкий модульный принцип обучения. Каждый модуль охватывает определенные сферы управленческой деятельности с нарастанием сложности. У каждого практического курса в составе модуля будет свой наставник-практик.
Галина Шулимова, управляющий директор ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород»
В многих группах есть управленческий запрос «как сделать правильно». На самом деле в непредсказуемом многофакторном мире, когда решения нужно принимать сразу, важно опираться не только на знания о мире, но и на знания о себе как личности. Руководителю важно понимать свое состояние, чтобы быть лидером для своей команды.
Комплексная опора на знания, цифры, данные и - обязательно - на soft skills позволяет создавать партнерские отношения и ту самую среду, в которой сотрудники умеют и делают больше, чем сами от себя ожидают.
При проектировании программы учитывалась современная доминирующая директива управления, связанная с необходимостью повышения производительности труда.
«Технологический суверенитет, импортозамещение и другие задачи требуют и от федеральных, и от региональных предприятий брать на себя существенно бОльшую нагрузку для укрепления конкурентоспособности региона и страны, - убежден Михаил Плотников, научный руководитель магистерской программы «Управление организациями и проектами». - Нынешние статистические цифры прироста производительности остаются в пределах 1-2% в год. Чтобы в 10-15-летней перспективе страна остались ведущей экономикой мира, нам нужно переходить на 15%-ный рост производительности труда ежегодно».
Михаил Плотников
Путь к повышению производительности труда лежит через технологии производства, информационные технологии, технологии цифровизации, автоматизации, повышение квалификации сотрудников (их обучение, развитие) и через повышение качества управления.
Основное насыщение программы составляют три ключевых содержательных блока.
1 – классика управления. Научная организация труда, системный менеджмент – классические курсы по управлению проектами, процессами, постановка задач, контроль – формируются предметные умения как база, необходимая каждому руководителю.
2 – специфичные современные инструменты повышения производительности труда: технологии бережливого производства, непрерывное совершенствование, гибкие методологии управления – автоматизация и цифровизация, кросс-функциональное командное взаимодействие, современные формы организации работы, привлечение сотрудников и т.д.
3 – внимание к мягким навыкам. Не просто основы взаимодействия, а развивающие управленческие коммуникации – коучинг, менторинг, медиация, посредничество, помощь в разрешении конфликтов.
Чтобы узнать друг друга получше, студенты программы на очной встрече прошли три этапа знакомства. Сначала от каждого был краткий рассказ о целях обучения и о себе - увлечениях, любимой еде, домашних животных, карьерных целях, путешествиях, фильмах. Затем, поделившись на три группы, магистранты сформулировали правила жизни всей командой.
Алина Овчарова, модератор, маркетолог
Эта технология знакомства помогает узнать и другого человека, и себя самого. Задания помогают эмпатично воспринимать другого человека, без барьеров и установок, понимать друг друга. Вопросы, направленные на саморефлексию, помогают распознать свои сильные и слабые стороны.
Думаю, что такое мероприятие поможет сформировать ощущение безопасного пространства внутри группы, снять блоки, более комфортно воспринимать взаимодействие друг с другом и весь процесс обучения.
Максим Мороз, студент программы «Управление организациями и проектами», г. Москва, организатор встречи, староста группы
Офлайн – это новая роскошь. В рамках онлайн-образования очень важно организовывать неформальное общение для адаптации студентов, чтобы группа была сильнее, а результат обучения - выше.