Лекция Ольги Олеговны Петелиной
Лекция была посвящена раннему творчеству поэта Михаила Сухотина(1957 г.р.), а точнее, поэтике его первой книги стихов «Великаны» (1995 г.), имеющей подзаголовок «Героические рассказы».
Были рассмотрены тексты, включённые в сборник, а также иллюстрации, выполненные Л. Тишковым.
Предметом анализа стала поэтическая рефлексия М.Сухотина над феноменом героического. Произведения были рассмотрены в системе взаимодействия официального советского дискурса и соц-арта.
Творчество Сухотина было осмысленно в контексте других поэтов-современников. Особое внимание было уделено отношениям с Кибировым, Приговым, Гандлевским и Вс.Некрасовым. Всеволод Некрасов написал послесловие к третьему сборнику Сухотина «Центоны и маргиналии». Исследователи пишут, что Кибиров идёт вслед за Сухотиным в своём творчестве. Сам Сухотин, по его словам, находится под влиянием Пригова и Некрасова. Для него важны диалогичность и ситуативность.
В «Великанах» ирония и игра с клише, не вытесняет серьёзность. Главным героем стихотворений можно назвать сам язык, так как поэт исследует его возможности. Ольга Олеговна, однако, считает, что Сухотин испытывает особый интерес к героическому как ценностной позиции.
Среди героев стихотворений - люди, получившие официальный статус героя: Ю.Гагарин, З.Космодемьянская, В.Котик, а также простые люди, умершие как герои.
У каждого текста есть эпиграф, который является концентрацией стихотворения, по мнению Владислава Кулакова.
Все тексты можно рассматривать в литературном, религиозном, фольклорном и культурном контекстах, что даёт свободу для интерпретации. Можно увидеть много аллюзий на Пушкина и некоторые образы Горького.
Леонид Большухин, академический руководитель магистерской программы “Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий”:
Лекция Ольги Олеговны Петелиной, посвящённая поэзии Михаила Сухотина, интереснейший пример того, как можно строить понимание современного литературного процесса, пытаться постичь автора, который живёт здесь и сейчас, и отсутствие эстетической дистанции делает крайне сложным объективное целостное понимания оценки творчества автора. Сухотин - автор, который сознательно отказывается от попыток оказаться в мейнстриме, не ищет эффектных средств и возможностей заявить о себе громко и быть всеми услышанным. Это й поэт утонченный, который, используя нетривиальный круг поэтического инструментария, строит свой сложный мир, определить местоположение которого на эстетической карте оказывается крайне затруднительным: это и не модерн, это и не постмодерн, это и не прямое ценностное высказывание. Мир Сухотина - сложная игра. И этот феномен блестяще осмыслен и показан в лекции Ольги Олеговны Петелиной.
материал подготовлен Лизой Джикия, студентка 1 курса магистерской программы "Современные филологические практики: поэтика, комментарий, интерпретация"