Визульное в авангарде: все, что вы хотели знать, но не решались спросить.
В нижегородском кампусе ВШЭ в рамках курса магистратуры “Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий” состоялся курс лекций “о русском авангарде” Андрея Анатольевича Россомахина – исследователя, литературоведа, специалиста по авангарду, издателя книг, преподавателя.
В ходе лекции все слушатели оказались вовлечены в новый формат исследования книг как цельного продукта, где, помимо самого содержания, особую ценность приобретают заголовок и обложка. Лекция по русскому авангарду, особенно анализ обложек книг великих футуристов, оказалась увлекательным погружением в мир разнообразных художественных течений начала XX века.
Как футуризм отражал стремление к новаторству, дерзости и экспериментам в искусстве, так и сами занятия с Андреем Анатольевичем стали сублимацией новаторства исследования, приправленного дерзкими новыми терминами для описания искусства.
В своих лекциях А.А. Россомахин рассмотрел особенности функционирования различных течений русского авангарда, познакомил студентов с множеством терминов, входящих в узус профессионального издателя и искусствоведа, назвал известные и малоизвестные знаковые имена русского футуризма. В ходе лекции студенты научились различать скрытые послания художников авангарда на афишах, обложках книг двадцатого века. Андрей Анатольевич сделал особый акцент на том, что раскрытие смысла обложек редко становится фокусом внимания искусствоведов, что формирует широкое поле для глубокого исследования работ многих деятелей того века, таких как: Лисицкий, Багрицкий, Родченко, Маяковский, Хлебников и многих других, а инструментарий по изучению символов, скрытых в обложках их произведений, оказывается новым и эффективным ключом для прочтения текста в его глубинном смысле.
Лада Зотова, студентка магистерской программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий»:
В рамках своих лекций Андрей Анатольевич предложил крайне интересный взгляд на русский авангард как на мировой бренд, претендующий на создание новых устоев и основ жизни. Интересно, что в фокусе внимания лектора оказались не только и не столько литературные тексты, а тексты в их тесном симбиозе с визуальным воплощением (графикой, шрифтами, типографикой). Андрею Анатольевичу благодаря такому подходу удалось показать, что авангард, нацеленный на создание многоуровневых ребусов в искусстве и жизни, объединял в едином потоке и тотальную игривость, и тотальную серьёзность.
Материал подготовлен Екатериной Серковой, студенткой 1 курса магистерской образовательной программы "Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий"