• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
01
Декабрь

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.04.01 Филология

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 27.10.2021 № 12.
Дата обновления паспорта
Решение академического руководителя Протокол №8.1.6.3.-04.7/260523-1 от 26.05.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120

Язык реализации

RUS

Обучение ведётся полностью на русском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

Поэтика, интерпретация, комментарий

Вид: Общая
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1
Умеет проводить научные исследования на основе методологии современного филологического знания; способен провести самостоятельное исследование в различных областях литературоведения.

КОР-2
Умеет профессионально собирать, верифицировать, классифицировать и структурировать информацию, необходимую для проведения исследования или реализации прикладного проекта в сфере филологии.

КОР-3
Умеет самостоятельно или в составе рабочей группы подготовить издание, оснащенное соответствующим текстологическим, историко-литературным и визуальным комментарием, а также подготовить материал / цикл материалов для научно-просветительского портала.

КОР-4
Владеет различными техниками интерпретации художественного произведения, способен сопоставить различные интерпретации и обосновать их адекватность, опираясь на современные методы филологического исследования.

КОР-5
Знает историю русской и мировой литературы - события, имена, произведения, основные тенденции развития; умеет соотносить процессы и явления в разных национальных литературах.

КОР-6
Умеет отслеживать современный литературный процесс в русской и мировой литературе, владеет навыком оценки и прогнозирования по отношению к новым литературным явлениям.

КОР-7
Умеет создавать литературно-критические материалы в разных жанрах: научная статья, критическая статья, аннотация, обзор.

КОР-8
Владеет английским языком на уровне не ниже С1 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком (CEFR) и способен вести на нем профессиональное общение.

КОР-9
Умеет собирать, верифицировать, анализировать, корректно интерпретировать информацию, корректно представлять её в контексте, определять достоверность и актуальность новостной информаации. Умеет верифицировать факты и источники, выстраивать работу с источниками информации, защищать источники информации, разрабатывать новые источники.

Характеристика профессиональной деятельности:

ПК-1
Способен провести научное исследование с использованием современных междисциплинарных подходов, категориального аппарата и базовых методологических парадигм гуманитарного знания

ПК-2
Способен проводить учебные занятия и внеклассную работу по филологическим дисциплинам в образовательных организациях общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, используя современные методики обучения

ПК-3
Способен разрабатывать образовательные программы и методические материалы по различным дисциплинам филологического цикла, а также учебно-методические материалы междисциплинарного характера

ПК-4
Способен совершенствовать литературное мастерство, ориентируясь на образцы российской и зарубежной литературы, создавать оригинальные художественные и научно-популярные тексты

ПК-5
Способен осуществлять поиск и отбор произведений для публикации в зависимости от типа издания и издательской стратегии

ПК-6
Способен осуществлять письменный перевод текстов различных типов (в том числе художественных произведений) и сопроводить их необходимым переводческим комментарием

ПК-7
Способен проводить переводческое сопровождение научных и других мероприятий в гуманитарной сфере

ПК-8
Способен дать профессиональную оценку различным концепциям и проектам, связанным с профильным филологическим образованием

ПК-9
Способен разрабатывать, планировать и реализовывать проекты, связанные с распространением и популяризацией филологических знаний

ПК-10
Способен обеспечить работу различных проектов в сфере образования, книгоиздания, медиа, культурного менеджмента и межкультурной коммуникации

ПК-11
Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научных и культурных мероприятий, в том числе международного характера

ПК-12
Способен организовать и руководить исследовательской работой научных коллективов в области филологии и междисциплинарных гуманитарных исследований

 






Характеристика образовательных модулей:
В модуль «Ключевые семинары» включены два научно-исследовательских семинара: «Комментарий, интерпретация, поэтика» (первый курс), «Новейшая русская и мировая литература» (второй курс) и семинар наставника. Задачей семинара «Комментарий, интерпретация, поэтика» является выработка у студентов профессиональных филологических навыков, таких как текстологическая работа, включая библиотечную и архивную, составление разных типов комментария, овладение основами теоретической и практической поэтики.

В модуле «Major» представлены основные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции выпускника образовательной программы.

В модуль «МагоЛего» включены дисциплины общефакультетского пула, предлагаемые студентам для самостоятельного выбора.

Модуль «Практика» содержит проектную и научно-исследовательскую практику. В рамках проектной практики студент в обязательном порядке участвует в двух проектах. Первый из них – проект по подготовке просветительского контента – ориентирован на подготовку завершенного материала или цикла материалов для одного из внешних просветительских сайтов («Арзамас», «Полка», «Горький», «Магистерия» и т.д.) или для внутреннего ресурса факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – проекта «Лестница». Второй проект является издательским и предполагает самостоятельную подготовку комментированного текста (в диапазоне комментариев от переводческого или текстологического до визуального) с возможностью дальнейшей публикации (на этом этапе привлекаются издательства-партнеры – «Самокат», «Деком», «Кварц», издательство Европейского университета и т.д.). В рамках научно-исследовательской практики студент проходит учебную практику в библиотеке или архиве, готовит научную или критическую статью и ВКР. 

Модуль «Государственная итоговая аттестация» представляет собой защиту выпускной квалификационной работы.





2023/2024 учебный год

Поэтика, интерпретация, комментарий

Вид: Общая
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий»

Перейти к содержанию программы