• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фундаментальная математика – это творческая работа

Елена Ноздринова – старший преподаватель кафедры фундаментальной математики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, научный сотрудник Международной лаборатории динамических систем и приложений. В 2021 году Елена заканчивает обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Тема будущей диссертации – «О классах устойчивой изотопической связности градиентно-подобных диффеоморфизмов поверхностей» - связана с развитием математики как науки. Елена рассказала, с какой целью пришла в аспирантуру, для чего нужна фундаментальная математика и какова роль коллектива в становлении молодого учёного.

Фундаментальная математика – это творческая работа

Из личного архива Е.Ноздриновой

Елена Вячеславовна, Вы, наверное, со школы планировали научную карьеру?

Не совсем так. Я училась в Педагогическом университете, закончила магистратуру, и свою дальнейшую деятельность планировала связать с преподаванием в вузе. Параллельно с этим у меня была другая работа, не связанная с преподавательской деятельностью, но затем я перешла в нижегородский филиал Российской академии народного хозяйства и полностью сосредоточилась на своём любимом деле. Спустя какое-то время я поняла, что работать в вузе, не имея степени кандидата наук, значит ограничивать своё карьерное продвижение. Я обратилась к своему бывшему научному руководителю из Педагогического университета, и оказалось, что он уже работает в Вышке. Меня пригласили принять участие в семинаре, благодаря чему я познакомилась с профессором НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Ольгой Витальевной Починкой, моим научным руководителем в аспирантуре.

Это было очень забавно, мы с Ольгой Витальевной до сих пор со смехом вспоминаем наше знакомство. На момент нашей встречи я закончила магистратуру почти три года назад, пришла из другого вуза, уже ждала ребенка – словом, «идеальный» кандидат. Но я горела желанием поступить в аспирантуру, и Вышка дала мне такой шанс. Это был первый набор в аспирантуру НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению Математика и механика.


В каждом вузе существует своя система, подходы к образованию и отношение к молодым сотрудникам немного отличаются. Какими были впечатления от НИУ ВШЭ – Нижний Новгород?

Здесь, в Вышке, созданы очень хорошие условия и действительно сильная школа. 
Если вы зайдете на сайт Международной лаборатории динамических систем и приложений, то вы заметите, что в Лаборатории очень много молодых сотрудников. Молодежь поддерживают, и когда приходит новый человек, он с самого начала оказывается включен во все процессы. 

Математический коллектив в Вышке – это не тот коллектив, где опытные преподаватели и профессора получают гранты и проекты, а молодые сотрудники не имеют поддержки. Здесь совсем другая история. В развитие новых сотрудников вкладывают очень много, и благодаря этому не возникает потребности искать какую-то работу на стороне, чтобы обеспечить себя материально. С первых же дней тебя включают в гранты, проекты, предоставляют рабочее место. При этом ты можешь преподавать на долю ставки. Таким образом, появляется возможность и получить опыт преподавания, и развиваться в научном плане. Это очень важно. Молодым учёным нужно уделять огромное количество времени и сил, чтобы достичь высокого научного уровня. Существование Лаборатории позволяет гармонично сочетать эти сферы: научную и преподавательскую. В свою очередь, сильный учёный и преподавательскую деятельность будет вести на принципиально ином, значительно более высоком, уровне.

Фото из личного архива Е.Ноздриновой

Получается, что коллектив, в который попадает аспирант, оказывает сильное влияние на его отношение к делу?

Конечно. Особенность математического сообщества в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород ещё и в том, что мы – единая команда, математики здесь – как семья. У нас очень дружный коллектив. Выстроено взаимодействие со всеми ступенями образования, от бакалавриата до аспирантуры. Кроме того, у нас есть такой формат работы со школьниками, как Малая математическая академия. Мы проводим  лекции, семинары, конкурсы.  Летом мы организуем Летний математический лагерь для школьников «Интеллектуал». В нашем случае кафедра, лаборатория, образовательная программа – это единая система, и каждый сотрудник включен во все мероприятия, нет разделения по возрастному признаку. Разделение больше идёт по научным направлениям, а уже в научные группы включены и студенты первого курса бакалавриата, и аспиранты последнего года обучения, и профессора факультета.

Для чего вам нужна такая активная деятельность?

Каждая пара для студентов или школьников – это заряд адреналина. Школьная математика очень сильно отличается от математики, которой учат в вузе.  Ребята, занимающиеся математикой, всегда очень живые, интересные, от них получаешь заряд энергии и бодрости. Интересно смотреть на школьные задачи с высоты своего опыта и своих знаний, интересно показывать ребятам пути решения той или иной задачи другим способом.

Нам важно формировать «экосистему» людей, заинтересованных математикой: школьников, студентов, аспирантов. Часто эти же школьники приходят к нам потом студентами, мы их привлекаем уже к научным задачам, так образуется сообщество единомышленников.

Ноздринова Елена Вячеславовна
Международная лаборатория динамических систем и приложений: Научный сотрудник

Учёба в аспирантуре может проходить по-разному. Иногда аспирант взаимодействует только со своим научным руководителем, изредка участвует в конференциях, работает в совершенно другом месте, профессиональная деятельность не связана с научной темой. У нас же аспиранты вовлечены во все учебные и научные процессы. На конференции мы ездим все вместе, и участвуем в них достаточно часто. Важность представления своих научных результатов очевидна. Вышка даёт возможность посещать много конференций, общаться с коллегами. Мы и сами начали проводить ежегодную международную научную конференцию высокого уровня. К нам приезжали около 60 иностранных участников, и среди них были учёные мирового значения. Специалистов, занимающихся динамическими системами, по всему миру не так много, и лидеров буквально единицы. И здесь получается напрямую поговорить с человеком, на чьих книжках ты учишься, на чьих теоремах ты работаешь. Гранты и финансовая поддержка со стороны ВШЭ позволяют принимать участие даже в семинарах, посещать лекции ведущих зарубежных учёных. Это уникальная возможность. Неформальное общение тоже, конечно, заряжает. Мы и по миру путешествуем, и к себе приглашаем замечательных специалистов.

Фото из личного архива Е.Ноздриновой


Елена, наверное, нередко сталкиваетесь с вопросами знакомых, в чём значимость вашей научной работы? Для человека, знакомого с математикой только в рамках школьного курса, даже название звучит непонятно!

Не всегда удаётся объяснить, чем же конкретно занимаются профессиональные математики. А мы занимаемся именно фундаментальной математикой. Мы развиваем математику как науку. Я не могу сказать, что мы что-то изобрели или что-то разработали, и это поможет человечеству завтра. Но важно подчеркнуть, что многие крупные IT-компании ищут специалистов именно в области фундаментальной математики. Если посмотреть на историю математики, то можно понять, что вещи, которые используются сейчас в программировании, решались лет 200-300 тому назад как общие интересные задачи математики. Никто тогда не мог предположить, каким образом задачи криптографии окажутся востребованными в наш век технологий и как сильно изменят мир.

У нас работают люди-энтузиасты. Это люди, влюбленные в математику. Человеку, не прикоснувшемуся к этому, действительно тяжело понять важность и ценность решения абстрактных математических задач. Для нас же это – любимое дело. Фундаментальная математика – это творческая работа, и чувство, которое возникает, когда удается что-то понять, доказать,  что-то объяснить, когда ты внутренне восклицаешь «Эврика!», трудно передать словами.

Есть у нас группа ребят, которые занимаются численным счётом. Благодаря тому, что мы получили мегагрант, у нас появилась возможность покупки высокомощного оборудования, и, соответственно, появилось больше мощностей для того, чтобы обсчитывать динамические системы. Коллеги, которые занимаются этим направлением, часто работают в проектах по биологии, химии, медицине. У них более конкретные и приближенные к повседневной жизни результаты. 

Сейчас аспирантура – это отдельная образовательная ступень. То есть аспирант должен освоить определенный набор дисциплин. Помогает это в работе непосредственно над диссертацией или наоборот мешает?

Не могу сказать, что именно образовательная часть в аспирантуре сильно отвлекала от научной деятельности. Было очень много дисциплин по нашему научному направлению. Аспирантура как образовательная ступень очень важна. Меня, как для человека, пришедшего из другого вуза, в хорошем смысле слова шокировал тот уровень преподавания, погружения в специальность, который реализуется в Вышке. Наверное, для тех, кто прошел путь обучения с теми же преподавателями со студенческой скамьи, некоторые знания дублировались. Но и это неплохо, потому что на многие задачи смотришь совершенно иначе, с высоты своего опыта. Для тех, кто приходит извне, образовательная часть аспирантуры позволяет получить недостающие знания по специальности. Но и прочие дисциплины нужны. Английский просто необходим, потому что все значимые научные работы пишутся на английском языке, и в аспирантуре можно подтянуть свой уровень, задать вопросы напрямую преподавателю, освоить необходимую лексику.

До 12 марта 2021 года идёт приём заявок в аспирантуру НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Наверняка кто-то думает о поступлении, но сомневается, по силам ли ему этот путь, нужно ли ему это. Что можете сказать по своему опыту?

Мне хочется прежде всего обратиться к абитуриентам, которые приходят в аспирантуру НИУ ВШЭ - Нижний Новгород на направление «Математика и механика» из других вузов, потому что аспиранты, выросшие из студентов Вышки, неплохо представляют себе и уровень, и требования, знают преподавателей. Тем, кто примет решение прийти в аспирантуру Вышки после окончания другого вуза, я хочу сказать, что не надо бояться. Не надо бояться того, что вы можете чего-то не знать. Здесь любят людей, которые любят учиться и хотят получать новые знания. Сильная математическая база помогает достичь высоких результатов и в IT, и в технических специальностях. Не надо бояться войти в новый коллектив, он очень доброжелательный. Здесь любят вопросы и всегда поддерживают.

У нас много открытых семинаров, на которых мы рады видеть людей «со стороны». Информация о них есть на странице Лаборатории. Вы можете познакомиться, осмотреться, понять, подходит ли вам этот коллектив, интересны ли направления и задачи.  И если решите, что нам по пути, мы будем рады вас видеть!

 

- Елена Вячеславовна, Вы, наверное, со школы планировали научную карьеру?

- Не совсем так. Я училась в Педагогическом университете, закончила магистратуру, и свою дальнейшую деятель планировала связать с преподаванием в вузе. Параллельно с этим у меня была другая работа, не связанная с преподавательской деятельностью, но затем я перешла в нижегородский филиал Российской академии народного хозяйства и полностью сосредоточилась на своём любимом деле. Спустя какое-то время я поняла, что работать в вузе, не имея степени кандидата наук, значит ограничивать своё карьерное продвижение. Я обратилась к своему бывшему научному руководителю из Педагогического университета, и оказалось, что он уже работает в Вышке. Меня пригласили принять участие в семинаре, благодаря чему я познакомилась с профессором НИУ ВШЭ - НН Ольгой Витальевной Починкой, моим научным руководителем в аспирантуре.

Это было очень забавно, мы с Ольгой Витальевной до сих пор со смехом вспоминаем наше знакомство. На момент нашей встречи я закончила магистратуру почти три года назад, пришла из другого вуза, уже ждала ребенка – словом, «идеальный» кандидат. Но я горела желанием поступить в аспирантуру, и Вышка дала мне такой шанс. Это был первый набор в аспирантуру НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению Математика и механика.

- В каждом вузе существует своя система, подходы к образованию и отношение к молодым сотрудникам немного отличаются. Какими были впечатления от НИУ ВШЭ – Нижний Новгород?

- Здесь, в Вышке, созданы очень хорошие условия и существует действительно сильная школа. Если вы зайдете на сайт Международной лаборатории динамических систем и приложений, то вы заметите, что в Лаборатории очень много молодых сотрудников. Молодежь поддерживают, и когда приходит новый человек, он с самого начала оказывается включен во все процессы. Математический коллектив в Вышке – это не тот коллектив, где опытные преподаватели и профессора получают гранты и проекты, а молодые сотрудники не имеют поддержки. Здесь совсем другая история. В развитие новых сотрудников вкладывают очень много, и благодаря этому не возникает потребности искать какую-то работу на стороне, чтобы обеспечить себя материально. С первых же дней тебя включают в гранты, проекты, предоставляют рабочее место. При этом ты можешь преподавать на долю ставки. Таким образом, появляется возможность и получить опыт преподавания, и развиваться в научном плане. Это очень важно. Молодым учёным нужно уделять огромное количество времени и сил, чтобы достичь высокого научного уровня. Существование Лаборатории позволяет гармонично сочетать эти сферы: научную и преподавательскую. В свою очередь, сильный учёный и преподавательскую деятельность будет вести на принципиально ином, значительно более высоком, уровне.

- Получается, что коллектив, в который попадает аспирант, оказывает сильное влияние на его отношение к делу?

- Конечно. Особенность математического сообщества в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород ещё и в том, что мы – единая команда, математики здесь – как семья. У нас очень дружный коллектив. Выстроено взаимодействие со всеми ступенями образования, от бакалавриата до аспирантуры. Кроме того, у нас есть такой формат работы со школьниками, как Малая математическая академия. Мы проводим  лекции, семинары, конкурсы.  Летом мы организуем Летний математический лагерь для школьников «Интеллектуал». В нашем случае кафедра, лаборатория, образовательная программа – это единая система, и каждый сотрудник включен во все мероприятия, нет разделения по возрастному признаку. Разделение больше идёт по научным направлениям, а уже в научные группы включены и студенты первого курса бакалавриата, и аспиранты последнего года обучения, и профессора факультета.

- Для чего вам нужна такая активная деятельность?

- Каждая пара для студентов или школьников – это заряд адреналина. Школьная математика очень сильно отличается от математики, которой учат в вузе.  Ребята, занимающиеся математикой, всегда очень живые, интересные, от них получаешь заряд энергии и бодрости. Интересно смотреть на школьные задачи с высоты своего опыта и своих знаний, интересно показывать ребятам пути решения той или иной задачи другим способом. Но также нам важно формировать «экосистему» людей, заинтересованных математикой: школьников, студентов, аспирантов. Часто эти же школьники приходят к нам потом студентами, мы их привлекаем уже к научным задачам, так образуется сообщество единомышленников.

Учёба в аспирантуре может проходить по-разному. Иногда аспирант взаимодействует только со своим научным руководителем, изредка участвует в конференциях, работает в совершенно другом месте, профессиональная деятельность не связана с научной темой. У нас же аспиранты вовлечены во все учебные и научные процессы. На конференции мы ездим все вместе, и участвуем в них достаточно часто. Важность представления своих научных результатов очевидна. Вышка даёт возможность посещать много конференций, общаться с коллегами. Мы и сами начали проводить ежегодную научную международную конференцию высокого уровня. К нам приезжали около 60 иностранных участников, и среди них были учёные мирового значения. Специалистов, занимающихся динамическими системами, по всему миру не так много, и лидеров буквально единицы. И здесь получается напрямую поговорить с человеком, на чьих книжках ты учишься, на чьих теоремах ты работаешь. Гранты и финансовая поддержка со стороны ВШЭ позволяют принимать участие даже в семинарах, посещать лекции ведущих зарубежных учёных. Это уникальная возможность. Неформальное общение тоже, конечно, заряжает. Мы и по миру путешествуем, и к себе приглашаем замечательных специалистов.

- Елена, наверное, нередко сталкиваетесь с вопросами знакомых, в чём значимость вашей научной работы? Для человека, знакомого с математикой только в рамках школьного курса, даже название звучит непонятно!

- Не всегда удаётся объяснить, чем же конкретно занимаются профессиональные математики. А мы занимаемся именно фундаментальной математикой. Мы развиваем математику как науку. Я не могу сказать, что мы что-то изобрели или что-то разработали, и это поможет человечеству завтра. Но важно подчеркнуть, что многие крупные IT-компании ищут специалистов именно в области фундаментальной математики. Если посмотреть на историю математики, то можно понять, что вещи, которые используются сейчас в программировании, решались лет 200-300 тому назад как общие интересные задачи математики. Никто тогда не мог предположить, каким образом задачи криптографии окажутся востребованными в наш век технологий и как сильно изменят мир.

У нас работают люди-энтузиасты. Это люди, влюбленные в математику. Человеку, не прикоснувшемуся к этому, действительно тяжело понять важность и ценность решения абстрактных математических задач. Для нас же это – любимое дело. Фундаментальная математика – это творческая работа, и чувство, которое возникает, когда удается что-то понять, доказать,  что-то объяснить, когда ты внутренне восклицаешь «Эврика!», трудно передать словами.

Есть у нас группа ребят, которые занимаются численным счётом. Благодаря тому, что мы получили мегагрант, у нас появилась возможность покупки высокомощного оборудования, и, соответственно, появилось больше мощностей для того, чтобы обсчитывать динамические системы. Коллеги, которые занимаются этим направлением, часто работают в проектах по биологии, химии, медицине. У них более конкретные и приближенные к повседневной жизни результаты.

- Сейчас аспирантура – это отдельная образовательная ступень. То есть аспирант должен освоить определенный набор дисциплин. Помогает это в работе непосредственно над диссертацией или наоборот мешает?

- Не могу сказать, что именно образовательная часть в аспирантуре сильно отвлекала от научной деятельности. Было очень много дисциплин по нашему научному направлению. Аспирантура как образовательная ступень очень важна. Меня, как для человека, пришедшего из другого вуза, в хорошем смысле слова шокировал тот уровень преподавания, погружения в специальность, который реализуется в Вышке. Наверное, для тех, кто прошел путь обучения с теми же преподавателями со студенческой скамьи, некоторые знания дублировались. Но и это неплохо, потому что на многие задачи смотришь совершенно иначе, с высоты своего опыта. Для тех, кто приходит извне, образовательная часть аспирантуры позволяет получить недостающие знания по специальности. Но и прочие дисциплины нужны. Английский просто необходим, потому что все значимые научные работы пишутся на английском языке, и в аспирантуре можно подтянуть свой уровень, задать вопросы напрямую преподавателю, освоить необходимую лексику.

- До 12 марта 2021 года идёт приём заявок в аспирантуру НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Наверняка кто-то думает о поступлении, но сомневается, по силам ли ему этот путь, нужно ли ему это. Что можете сказать по своему опыту?

- Мне хочется прежде всего обратиться к абитуриентам, которые приходят в аспирантуру НИУ ВШЭ - НН на направление «Математика и механика» из других вузов, потому что аспиранты, выросшие из студентов Вышки, неплохо представляют себе и уровень, и требования, знают преподавателей. Но тем, кто примет решение прийти в аспирантуру Вышки после окончания другого вуза, я хочу сказать, что не надо бояться. Не надо бояться того, что вы можете чего-то не знать. Здесь любят людей, которые любят учиться и хотят получать новые знания. Сильная математическая база помогает достичь высоких результатов и в IT, и в технических специальностях. Не надо бояться войти в новый коллектив, он очень доброжелательный. Здесь любят вопросы и всегда поддерживают. У нас много открытых семинаров, на которых мы рады видеть людей «со стороны». Информация о них есть на странице Лаборатории. Вы можете познакомиться, осмотреться, понять, подходит ли вам этот коллектив, интересны ли направления и задачи.  И если решите, что нам по пути, мы будем рады вас видеть!