• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

54.03.01 Дизайн

Утверждение программы
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ от 30.10.2020 № 15
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Ученого совета НИУ ВШЭ – Нижний Новгород № 8 от 21.09.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 ЗЕ

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Специализации

2023/2024 учебный год

UX / UI и фронтенд

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Коммуникационный дизайн

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2022/2023 учебный год

UX / UI и фронтенд

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Коммуникационный дизайн

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Конкурентные преимущества программы

Основными конкурентными преимуществами программы «Дизайн» являются:

  • Вариативность – делает структуру программы гибкой и подвижной, что позволяет актуализировать востребованные образовательные стратегии, ориентировать выпускника на индивидуальную траекторию обучения за счет выборных учебных модулей, участия в работе художественных мастерских и творческих лабораторий.
  • Междисциплинарные связи – интеграция смежных дисциплин в образовательном процессе, что дает возможность бакалавру построить индивидуальную образовательную траекторию, успешно овладеть профессиональными компетенциями.
  • Интегрированные компетенции позволяют бакалавру овладевать общетеоретическими и практическими навыками, ориентироваться в современном информационном пространстве и принимать его вызовы.
  • Инновационный характер образовательной программы, в которой сочетаются лучшие традиции классического университета и новые образовательные технологии. Делается акцент на инновационной парадигме знаний в области дизайна: подготовка специалистов-практиков за счет активного использования формата дизайн мастерских, творческих лабораторий. Программа включает авторские курсы профессорско-преподавательского состава Школы дизайна НИУ ВШЭ и приглашенных специалистов в сфере дизайна. В рамках программы будут проводиться мастер-классы лучших российских и европейских специалистов в области дизайна. 
  • Проектный подход к обучению: с первого занятия студенты начинают работать над собственными проектами, параллельно изучая технологии дизайна, необходимые для решения конкретных задач, а также посещают лекции по истории искусств. Это позволяет уже во время обучения в университете наработать качественное профессиональное портфолио, чтобы начать карьеру в сфере дизайна.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональные компетенции.

Перечень профессиональных компетенций выпускника программы «Дизайн»

ПК-1 способен разрабатывать проектную идею и планировать этапы ее реализации

ПК-2 способен искать и синтезировать необходимую информацию при решении профессиональных задач, в том числе с применением актуальных информационно-коммуникационных технологий

ПК-3 способен организовать индивидуальную профессиональную деятельность 

ПК-4 способен презентовать результаты исследовательской и проектной деятельности в соответствии с актуальными отраслевыми требованиями

ПК-5 способен экономически и технологически обосновывать проектные предложения

ПК-6 способен составлять необходимую проектную документацию

ПК-7 способен оценивать адекватность творческих, технологических, конструкторских решений по проектной задаче

ПК-8 способен взаимодействовать с организациями и/или специалистами смежных областей

ПК-9 способен ориентироваться в видах, жанрах, стилях изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна

ПК-10 способен определять перспективные тренды в дизайне и трансформации современных художественных идей, методов и инструментов с целью внедрения их в профессиональную деятельность

ПК-11 способен работать с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в том числе навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

ПК-12 способен проводить экспертный анализ и консультирование на различных стадиях реализации проектов

ПК-13 способен проводить исследования в области дизайна, осуществлять сбор научной информации, проводить ее анализ и интерпретацию

ПК-14 способен участвовать в образовательном процессе в качестве преподавателя и разработчика программ, выбирать образовательные технологии и оценку результата образовательного процесса в области дизайна

Планируемые результаты освоения образовательной программы (компетенции) указаны в базовом учебном плане.

Характеристики образовательных модулей программы

Бакалаврская программа «Дизайн» реализуется в рамках направления 54.03.01 Дизайн и соответствует образовательному стандарту НИУ ВШЭ уровня бакалавриата.

Первый год обучения направлен на развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций, а также базовых навыков творческой и проектной деятельности. Студенты начинают осваивать практический инструментарий дизайнера в рамках дисциплин «Арт-практика» и «Креативное проектирование», работая над собственными проектами, в том числе, в компьютерных классах, и получая консультации ведущих специалистов. В состав дисциплин первого курса входят дисциплины общего цикла: «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «История России», «Основы российской государственности», «Экономика» и «Правовая грамотность».

Сквозной дисциплиной учебного плана программы является «История и теория дизайна», она распространяется на все годы обучения. Дисциплина открывает студентам широкий контекст профессии, формирует профессиональное мышление и снабжает материалом для будущей работы.

Второй год обучения направлен на формирование и развитие дизайнерских компетенций за счет профессиональных дисциплин: «Специальные технологии», «Специальное проектирование» и практической проектной подготовке по выбранной специализации – «Коммуникационный дизайн» или «UX/UI и frontend-разработка», а также на развитие у студента навыков для работы с основными цифровыми технологиями, необходимыми для реализации проектов в различных направлениях дизайна.

Третий год обучения предоставляют широкий спектр профессиональных дисциплин, которые позволяют студенту овладеть инструментарием дизайнера, все эти дисциплины – часть выборного компонента, то есть студент самостоятельно выбирает тот элемент содержания, который ему необходим для построения индивидуального образовательного трека за счет дисциплин по выбору.

На последнем году обучения обязательной частью образовательной программы является практика. В числе основных целей практики – непосредственное знакомство с профессиональной средой, закрепление полученных и приобретение новых знаний, умений и навыков дизайнерского проектирования и проектно-аналитических исследований, полученных в процессе обучения по циклу дисциплин программы. В рамках практики на последнем году обучения студенты работают с преподавателями, а также взаимодействуют с руководителями по подготовке ВКР.

Структура учебного плана

Major

Базовый профессиональный модуль

Креативное проектирование

Арт-практика

История классического искусства

История и теория дизайна

Вариативный профессиональный модуль

Современный дизайн (преподается на английском языке)

Специальные технологии

Дисциплины по выбору

Современные технологии в дизайне

Креативные технологии

Специализация

Специальное проектирование. Коммуникационный дизайн

Специальное проектирование. UX/UI и frontend-разработка

Практика

Проект

Профессиональная практика

Подготовка выпускной квалификационной работы

Концепция реализации практической и/ или научно-исследовательской деятельности в рамках ОП

Проект

В рамках практической проектной подготовки по арт-практике и креативному проектированию, а также «Специальное проектирование» и дисциплин единой линейки вариативных дисциплин в каждом модуле студенты выполняют проекты.

Образовательная программа разработана на основе проектного подхода. Это значит, что с первого занятия студенты под руководством кураторов своих групп начинают работать над собственными проектами, параллельно осваивая необходимую теорию и инструментарий для их успешного завершения. Такая система позволяет развить системное мышление, правильно ставить задачи и выбирать пути и методы их решений, постоянно подкреплять изученную теорию практикой, а в итоге — добиваться высоких профессиональных результатов.

Каждый учебный год делится на 4 модуля. В конце каждого из них студенты защищают свои проекты на просмотрах перед комиссией, состоящей из преподавателей Школы дизайна и приглашенных профессионалов индустрии. Таким образом, студенты получают опыт публичного выступления перед потенциальными заказчиками или клиентами, а также регулярный качественный фидбэк по своей работе не только от своих преподавателей, но и от представителей индустрии, в которой им предстоит работать.

Все студенческие проекты хранятся в электронном портфолио Школы дизайна. Это позволяет проследить прогресс каждого студента, а также дает возможность потенциальным работодателям посмотреть работы студентов и оценить их уровень. Студенты, в свою очередь, уже во время учебы получают навык работы в реальных условиях и портфолио качественных проектов, что позволяет избежать этапа ассистентской деятельности при приеме на работу.

Практика

С целью создания условий для обучения бакалавров, востребованных как на российском рынке труда, так и на международном, программа направлена на освоение современных технологий и инновационных систем проектирования, функционирующих в соответствии с международными стандартами профессии к преподаванию и ведению мастер-классов привлекаются ключевые персоны дизайна как российского, так и международного уровня - это позволяет выпускникам уже на стадии обучения получать реальные кейсы, ориентироваться в основных трендах и находиться в актуальном дизайнпроцессе.

В качестве проектной деятельности студентам предлагаются реальные проекты-заказы.

В    процессе обучения студенты создают личное профессиональное портфолио, основой которого являются учебные проекты. Наличие «Портфолио» обеспечивает формирование у студентов знаний и навыков в области создания публичной презентации выполненных работ и проектов творческого и коммерческого характера, а также навыков self-marketing. Формирование цифрового и печатного портфолио является необходимым компонентом профессиональной деятельности дизайнера, его карьерного роста. Работа по созданию и обновлению портфолио проводится регулярно на протяжении всего срока обучения.

Таким образом, программа предполагает активное привлечение работодателей к ее реализации и ставит одной из своих задач активное продвижение студентов и выпускников на рынке труда.

Организацией практики студентов занимается специальное подразделение Школы дизайна – Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ, являющаяся оператором всех входящих запросов на реальную практическую деятельность. Цель практики – освоение изученного теоретического и практического материала, полученного в процессе обучения.

Исследовательская деятельность

Обязательная часть образовательной программы — проведение визуальных исследований. Визуальное исследование — это иллюстрированная книга, при подготовке которой студент выполняет функции редактора, автора текстов, арт-директора и верстальщика. Темой работы становится явление, тренд или интересный аспект искусства или дизайна: например, «Атрибутика социальных движений XX века», «Исторические атласы звездного неба», «Визуализация исчезнувших профессий в искусстве» и др.

Визуальное исследование — это систематическое рассмотрение выбранного предмета, которое предполагает анализ в первую очередь визуальной составляющей: студент ставит ключевой вопрос исследования, обладающий оригинальностью и актуальностью, затем формулирует гипотезу и находит подтверждение ей в ходе анализа и выстраивания изобразительного ряда, который и является основным содержанием работы. Визуальное исследование — не реферат, а авторское высказывание, обладающее новизной, а также теоретической или практической значимостью.

Впервые студент проводит визуальное исследование на II курсе, а также оно становится обязательной частью его дипломной работы. Готовое выпускное визуальное исследование — грамотно структурированный и сверстанный макет книги с проверенным, выразительным, правильно смонтированным контентом.

Дисциплины общего цикла

Безопасность жизнедеятельности

Физическая культура

История России

Правовая грамотность

Экономика

Основы российской государственности

Дополнительный профиль (Minor)

Английский язык

Внутренний экзамен по английскому языку

Независимый экзамен по английскому языку

Защита концепции выпускной квалификационной работы на английском языке (Project Proposal)

Дополнительные факультативные учебные дисциплины

Английский язык

Академическое письмо (английский язык)

Data Сulture

Цифровая грамотность

Основы программирования на языке Python

Анализ данных в Excel                                                                     

Независимый экзамен по программированию. Начальный уровень                

Независимый экзамен по анализу данных. Начальный уровень                                   

Независимый экзамен по цифровой грамотности

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Дизайн»

Перейти к содержанию программы